arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Электрички will never die!



За время моего кратковременного отсутствия случилось несколько весьма показательных событий во внутриполитической жизни страны, на которые народ даже немного отвлекся от украинской трагедии. В числе наиболее громких - безусловно, ситуация с многострадальными электричками, кои отменяются уже возвращаются в отдельные регионы, что в итоге послужило поводом для разбирательств на самом высоком уровне.

На эту тему писал в самом конце прошлого года. Процитирую самого себя:

Есть такое понятие – "выпадающие доходы". Допустим, себестоимость проезда на электричке из расчета на среднее число пассажиров на определенном маршруте составляет 100 рублей на человека. Но пассажиры не готовы платить за проезд его реальную стоимость. Поэтому была введена практика компенсации выпадающих доходов, когда пригородной пассажирской компании (ППК) из бюджета возмещалась часть суммы от стоимости билета (например, 50 рублей), и пассажир его покупал уже не за 100, а за 50 рублей. То есть ППК спокойненько работали себе в убыток, перевозя пассажиров, и потом государство возмещало им эти "выпадающие доходы".

Однако, с 2011 года выплата компенсаций была выведена с федерального уровня на региональный. ППК стали выступать как подрядчики, работающие строго по договору с регионом. Выглядит все так: область пишет, какие маршруты ей нужны, ППК пишет, какие маршруты прибыльные, а на каких две бабушки будут ездить, и, соответственно, потребуется компенсировать убытки. Затем заключается договор и ППК начинает осуществлять перевозки. При этом ей без разницы - есть перевозки, нет перевозок. Если региону не нужны электрички, компания просто уходит оттуда и все. При этом, что важно - с этого года, по распоряжению Правительства, ППК не могут осуществлять перевозки в долг (иначе их за это будет наказывать лично господин Медведев).


Не стоит думать, что убыточность пригородного ж/д сообщения - это какая-то уникальная российская беда. Совсем нет. Это типичная проблема для стран во всем мире. Да, везде есть отдельные маршруты (в богатых, густонаселенных регионах), приносящие доходы, однако общей картины убыточности это не меняет. Вот, например, статья про печальный опыт в данной сфере Мексики, Великобритании и Болгарии. А вот вам Нью-Йорк для еще более убедительного примера:

На Манхэттен идут три железные дороги - Metro North, Long Island Railroad и New Jersey Transit. Каждая провозит примерно по 80 миллионов пассажиров в год. Как человек каждый будний день пользующийся этим делом, могу заверить, поезда ходят далеко не пустые. Иногда люди даже стоят. В выходные, впрочем, тоже народу немало. Я это к тому, что прибыльность пригородных веток Нью-Йорка должна быть близка к максимуму. Коэффициент утилизации подвижного состава и путей видимо наивысший из возможных. Казалось бы, стриги купон. Однако, железные дороги в Америке живут на дотациях.

Надо же до куда Якунин дотянулся! Аж через океан Атлантический!

А если серьезно, любому человеку думающему понятно: дело вовсе не в Якунине и какой-то эксклюзивной "неэффективности" РЖД. Понятное дело, что либеральным СМИ и стоящим за ними влиятельным силам удобно на фоне скандала с электричками устроить Якунину очередную массовую травлю. Но как показывает весь мировой опыт, данная проблема носит системный характер. И, соответственно, решать ее надо именно системными мерами, с учетом местной специфики и прочая-прочая.

РЖД - не капиталистический монстр, живущий исключительно прибыли ради и готовый катком переехать через пенсионеров и бедные регионы. Об этом свидетельствует сам факт наличия множества убыточных регионов, пригородное ж/д сообщение в которых не отменяется, несмотря на свои отрицательные, с точки зрения бизнеса, показатели. Понимая социальную значимость проблемы, РЖД стараются всегда идти на компромисс (уж кому-кому, а Якунина такая скандальная шумиха точно не нужна) - например, в Ставрополе власти весь прошлый год угрожали заменить электрички на автобусы, однако, в результате смогли договориться, пришли к соглашению и сохранили ж/д транспорт для населения. Почему не смогли другие регионы?

Ответ, на мой взгляд, имеет две составляющие:

Первая. Субъективная.

С точки зрения окупаемости пригородных электропоездов все регионы России можно разделить на три типа:

а) прибыльные (Москва и Московская область) - здесь всё окей и проблем не возникает, потому как ж/д перевозки приносят деньги. Еще в нескольких регионах они выходят "в ноль": Астрахань, Рязань, Адыгея, Санкт-Петербург;

б) убыточные, в которых ж/д сообщение сохраняется за счет активной политики местных властей, пытающихся находить выход из сложной ситуации и не доводить до социальных потрясений. Они еще в 2014 году решили свои проблемы и не допустили отмен в этом. Таких регионов, пожалуй, большинство (Ярославль, Алтай, Архангельск...);

в) убыточные, в которых ж/д сообщение отменяется, потому как местным властям проще всего отмахнуться от проблемы, выставив себя в СМИ невинными страдальцами, из которых кровопийца Якунин высасывает все соки (Вологода, Псков, Тула...).

То есть что мы видим? Если не всё, то очень многое зависит от личных качеств губернатора и его команды. Есть желание и умение работать - люди находят выход. Нет желания и умения - люди отменяют электропоезда и создают скандал, демонстративно умывая руки.

Вторая. Объективная.

Да, по части пригородного ж/д сообщения у нас весьма несовершенная система. На бумаге, в теории, когда ее вводили лучшие мужи в период президентства Медведева, всё вроде бы выглядело красиво и рационально. А на практике вышло так, как вышло: центр тупо спихнул проблему на регионы и РЖД - дескать, пущай губернаторы сами с Якуниным бодаются, а у нас в Правительстве своих дел невпроворот. В результате вся эта система оказалась в критической зависимости от человеческого фактора: она ни к чему не принуждает регион, и губернатор спокойно может отменить электрички. Отменит он их или нет - зависит только от его совести и профессионализма местной управленческой команды.

А по итогу дождались сакраментального президентского: "Вы что, с ума сошли что ли?"

Очевидно, что нам нужна новая, более эффективная, то есть более ответственная система пригородного ж/д сообщения, которая позволит в полной мере реализовать объявленный на самом высшем уровне курс на сохранение пригорода. Действующий статус-кво лишь провоцирует регионы к отказу от электричек, для них это самое простое решение. Понятное дело, решаться эти проблемы должны на федеральном уровене - без самого активного (постоянного) участия Правительства решить их не удастся.


P.S.
Кстати, насчет первой составляющей. По-видимому, в Вологде это повсеместная проблема - качество управляющих элит:

Screen Shot 2015-02-06 at 16.48.45

Интересно, в этом тоже Якунин виноват?

Якунин виноват в одном: в том, что он православный и в том, что он "путинский". Был бы Владимир Иванович заправским либералом и привози он в Москву вместо Пояса Богородицы выставки Марата Гельмана, тот же Навальный про него бы сейчас оды хвалебные сочинял.


P.P.S.
Во всех регионах, где с января начались отмены электропоездов, РЖД уже почти полностью восстанавили пригородное сообщение. Ну это так. К слову пришлось.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →