arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Хочу жить в отсталой средневековой России

Это названия тем для сочинений, которые писали русские школьники до революции 17-го года.

"Темы для рассказов" в младших классах:
О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нем сада.
Великаны и пигмеи лесного царства.

Темы для гимназистов 12-13 лет:
Замирание нашего сада осенью.
Река в лунную ночь.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Лес в лучшую свою пору.
Пароходная пристань.
Дедушкин садик.
Прибытие поезда.

"Темы разнородного содержания" для старших гимназистов:
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?


Понравился комментарий автора статьи в "Российской газете":
При всей своей простоте, эти темы требовали серьезных раздумий, памятливости и наблюдательности. В них было уважение к ребенку как к личности, а не как к чемодану, который надо набить знаниями.
...Темы, которые... предлагали учителю и ученикам, на фоне происходивших событий казались мелкими, "не достойными эпохи", но своей мирной интонацией они хоть на несколько минут или часов укрывали детей от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что, кроме политических абстракций, есть еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и тайна звездного неба. Или вот старый дуб во дворе.


Я может и превращаюсь в несносного ретрограда и брюзгу, но в последнее время во мне всё сильнее пробуждается желание жить в отсталой и средневековой России (Герман Стерлигов, привет!).
Пусть где-нибудь в тайге построят (и огородят колючей проволокой) целую секретную область военных заводов и научно-исследовательских институтов. Пусть там куют ядерный щит и все прочие доспехи, не позволяющие супостатам зариться на нашу землю. Но за пределами этой сверхтехнологичной и супер-пупер продвинутой области пусть будет лапотная, дремучая, варварская Россия, без Гугла и канала ТНТ, но в школах которой пишут гусиными перьями сочинения про дедушкин садик.

P.S.
Как-то мне попались на глаза экзаменационные вопросы то ли для школьников, то ли для студентов XIX века (по географии, по истории, по иностранным языкам, по литературе...). К сожалению, где их видел - уже не вспомню, но зато очень хорошо помню, как испытал то ли стыд, то ли шок - по сравнению с "дикарями", не знающими, что такой айфон и компьютер, я выглядел совершеннейшим нулем.

Люди, получающие образование 150-200 лет назад, наизусть читали Горация. В оригинале.
А вы говорите: прогресс, высокие технологии...
По мне, так миф о Прогрессе - одна из самых грандиозных разводок в истории человечества.
Tags: общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments