arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Реформа здравоохранения РФ для чайников

Мой френд критикует режим. Давайте качественно подискутируем в комментах, без пропаганды и побольше фактуры, а?

Оригинал взят у 16122005 в Реформа здравоохранения РФ для чайников

Несколько дней назад в комментариях к посту, посвященному пребыванию журналиста Кара-Мурзы в Первой градской, развернулась небольшая дискуссия на тему положения дел в отечественной медицине и, как водится, «при чем тут Путин». Топикстартер предложил мне написать на эту тему «хороший пост» и обещал пропиарить, в связи с чем, собственно, мой данный пост и появился. Не уверен, что его можно считать «хорошим», но, во всяком случае, я старался :) Также я пытался, насколько это возможно, избегать политических коннотаций.


(Небольшое отступление на тему «а судьи кто»: я закончил ММА в 1997 году, потом последовательно прошел интернатуру и ординатуру (аспирантуру бросил на втором году), и хотя давным-давно ушел из практической медицины, моя профессиональная область требует от меня постоянно быть в курсе происходящего в здравоохранении. В связи с чем у меня довольно широкий круг профессиональных знакомств; супруга моя возглавляет отделение терапевтического профиля одной из «номерных» московских больниц (не попавшей под сокращение). Т.е., положение дел я представляю более или менее ясно.)

В здравоохранении РФ две - если смотреть системно - проблемы:
1) несоответствие объема финансирования объему покрытия;
2) диспропорции структуры оказания медицинской помощи.

По состоянию на 2008 год (возьмем последний год «эры путинской стабильности», чтобы исключить влияние кризисов) затраты РФ на здравоохранение в пересчете на 1 гражданина составляли 866 долларов (в Европе меньше только у Сербии, Белоруссии, Македонии, Турции, Румынии, Албании, Украины и Молдавии). Для сравнения: в Португалии, которую мы рвались догнать по ВВП, расходы почти в 3 раза выше. А если взять в процентах от ВВП, то мы окажемся позади практически всех европейских стран, включая Украину и Молдавию.

Если же сравнивать не с Европой, а с другими странами БРИКС, то мы находимся с ними на примерно одном уровне по финансированию (что логично). Однако, если в, например, Бразилии гражданам гарантируется бесплатно только первичная медико-санитарная помощь (т.е., прием терапевта в поликлинике) и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний (т.е., прививки), в РФ гарантируемый государством объем покрытия превышает таковой в любой стране "первого мира" (см. статью 41 Конституции), при в разы меньшем финансировании. Грубо говоря, РФ действует как недобросовестный страховщик, направо и налево продающий полисы ОСАГО, но не имеющий средств для выплат по ним.

Теперь перейдем к диспропорциям. Основная из них - гипертрофия стационарного сегмента оказания медицинской помощи (по понятным причинам он дороже):

1)      Уровень госпитализации – 22 на 100 человек (в среднем по Европе – около 17);

2)      Средняя продолжнительность госпитализации – 13 дней (в среднем по Европе – 8).

Т.е., граждане РФ попадают в больницы чаще, чем другие европейцы, и находятся в них дольше. При, как сказано выше, в разы меньших возможностях это финансировать.

Вызваны эти диспропорции двумя основными причинами:

1)      Слабое амбулаторное звено. Многие проблемы, которые могли бы быть решены в поликлинике, там не решаются – потому что решать их некогда. Так, на 2015 год норматив по средней продолжительности приема пациента участковым терапевтом составляет 15 минут. За это время врач должен: 1) выслушать жалобы; 2) собрать анамнез; 3) провести физикальный осмотр; 4) заполнить амбулаторную карту; 5) выписать больничный, рецепт, направления на исследования, к узким специалистам, и т.п. Для справки - в уважающей себя (т.е., не ставящей главной целью раскрутить пациента на бабки) частной клинике норматив на прием - 30 минут, при том что в частной клинике, в отличие от государственной поликлиники, врачу всегда ассистирует медсестра, и есть система "Электронная медицинская запись" (амбулаторная карта - в компьютере, куда вносится вся информация, а для необходимых по закону бумажных носителей она распечатывается);

2)      Слабая (точнее – практически отсутствующая) система организации медико-социальной помощи: так, на 1000 человек в РФ приходится 1 место в домах престарелых и домах-интернатах, в Европе – 8-9.

В результате, порядка 30% пациентов отделений терапевтического профиля в московских больницах (в регионах ситуация еще хуже) составляют люди, которым стационарное лечение не требуется вовсе.


(Лирическое отступление касательно домов престарелых: часто встречается аргумент, что-де «сдавать родственников в дом престарелых стыдно, это в бездуховной гейропе, а вот у нас надо…». Эти рассуждения, возможно, имеют смысл где-нибудь в Чечне. В ситуации обычной русской семьи они бессмысленны. Во-1, полно стариков одиноких в принципе, у которых никого нет. Понятно, что у них полно болячек, на обострения которых приезжает скорая и увозит их в больницы – тогда как при надлежащем уходе этого бы не требовалось. Во-2, для примера моя личная ситуация: у меня в подмосковной деревне живет дед 90 лет, а у жены в калужском райцентре – бабушка 95 лет. За обоими требуется каждодневный уход. Переезжать к моим и жены родителям они не хотят, что делать – пересиляться к ним? А работа, а жить на что? Слава Богу, у нас есть деньги, и мы можем нанять людей, которые этот уход на дому обеспечивают. Но у очень многих граждан РФ таких денег нет. В результате имеем брошенных стариков и рассуждения про бездуховных европейцев.)

Какие пути решения этих проблем могли бы быть предложены? В части несоответствия финансов и объема покрытия - очевидно, что прежде всего с обществом должен быть начат честный диалог ("граждане, по Конституции все имеют право на то-то и то-то; но, таких денег нет и не предвидится; надо чем-то жертвовать; давайте обсудим, чем"). Можем ли мы представить себе такой диалог в путинской РФ? Сама постановка вопроса вызывает смех. Вместо диалога мы имеем распыление ответственности во все стороны: федералы передают обязательства регионам, регионы режут что можно и вешают убытки на медицинские учреждения, в медицинских учреждениях крайними выставляют врачей. Вся система выстроена таким образом, чтобы у пациента создать впечатление, что в здравоохранении все тип-топ, а если ему чего-то "недодали" - виноваты врачи.

В части устранения структурных диспропорций: очевидно, что прежде чем сокращать стационарное звено, необходимо добиться выхода на приемлемый уровень звена амбулаторного и системы оказания медико-социальной помощи. А прежде чем сокращать персонал внутри больниц, апеллируя к "международным стандартам" (да апеллируя ли?), необходимо больницы, как минимум, информатизировать. Невозможно сравнивать численность двух бригад землекопов, если в одной есть экскаватор, а во второй только лопаты. В больнице, где трудится моя супруга, нет ни электронных историй болезни, ни интернета, ни даже принтера в ординаторской в ее отделении, и только 1 старенький ПК (второй мы свой старый отдали). Т.е., дождался своей очереди печатать выписку, напечатал, на флешку скинул – и топ-топ в другое отделение, где-то кто-то из врачей свой принтер притащил. Сестры значительную часть времени тратят на то, чтобы ножками сходить за результатами анализов в лабораторию, там найти, принести и в историю вклеить. Пациент ведь всех этих процессов не видит, он думает, что медики в ординаторских/сестринских чаи гоняют.

Но, с реформами типа "увеличить" у нас традиционно плохо - во-1, это требует денег, во-2, управленческих навыков и профессиональных знаний, в-3, на этом много не распилишь (это не томографы покупать). А вот с реформами типа "отрезать лишнее" у нас традиционно хорошо. Поэтому имеем, что имеем.

Ну и возвращаясь к исходному вопросу - "виноват ли Путин". Конечно же, нет - причем тут Путин? Это всё инопланетяне. Печатникова видели? У него же антенна из головы торчит. И вообще, либерал он. А вы говорите.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments