arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

О национальном возрождении



Открытие сочинской олимпиады заставило нас испытать чувство гордости за свою страну. Фишка в том, что постановкой шоу занимались иностранцы. Европейцы. Что бы сделали наши аниматоры - лучше и не представлять (перед Олимпиадой многие волновались как раз за официальную часть - боялись унылой и позорной смеси совка и лубка).

Культурное развитие идет в наши дни по нисходящей. Удивляться тут нечему, коль скоро вся европейская цивилизация (включая русскую и американскую) отказалась от своих культурных (христианских) основ. Однако, сравнивая состояние русского общества и обществ западных, нельзя не констатировать, что общий культурный уровень последних, в целом, на порядок выше. Как бы странно это ни звучало при всех наших представлениях о загнивающей Гейропке.

Причина нынешнего отставания русских - Совок.

Отставала и царская Россия. И наши национальные мыслители той поры данного факта не стеснялись. Вот, например, что вспоминает о настроениях позапрошлого века Семен Франк (пусть и с определенной долей иронии):

"Мы восхищались культурой Европы и скорбели о культурной отсталости России. В Европе мы во всем усматривали признаки "культуры": в обилии школ, во всеобщей грамотности, в том, что каждый рабочий и крестьянин читает газеты и интересуется политикой, в твердости конституционно-правого порядка, в уважении власти к правам граждан, в жизненном комфорте, в удобстве путей сообщения, в высоком уровне научных знаний, в широкой гласности и чувстве собственного достоинства, в трудолюбии и промышленном богатстве, в общей налаженности и упорядоченности жизни и еще во многом другом, что было бы слишком долго пересказывать".

Однако, признавая такого рода "культурное" отставание России (вызванное, между прочим, вполне естественными обстоятельствами нашего исторического развития), нельзя не признать и то, что, начиная с Петра, разрыв с Европой динамично сокращался, в результате чего в начале XX столетия Российская империя являлась, безусловно, одним из самых потенциально мощных государств планеты. Гегемония над Старым Светом была ей обеспечена. Равно как и над всеми своими соседями.

Революция прервала этот величественный полет, обнажив глубочайшие внутренние язвы русского общества, вызванные полным нашим идеологическим (и отчасти культурным) поражением от цивилизации Запада. Последний инфицировал нас своими разрушительными идеями, которые мы стали с религиозным фанатизмом воплощать в жизнь в самых решительных и жестоких формах.

Внутренний смертельный дефект советского проекта заключался в его внутренней бедности - то была попытка реализации сугубо материальных ресурсов захваченной большевиками территории. Иные факторы (национальные, духовные, культурные) новой властью практически не учитывались, если понимать их в традиционном, естественном значении (взамен таких традиционных форм обществу предлагались суррогаты а-ля "Моральный кодекс строителя коммунизма", "хомо советикус" и пр.).

В таком проекте национальная русская культура была обречена. "Кто защищает лозунг национальной культуры, - тому место среди националистических мещан, а не среди марксистов. Возьмите конкретный пример. Может великорусский марксист принять лозунг национальной, великорусской, культуры? Нет". (В.И.Ленин)

В этом (в том, что остались без национальных, т.е. самых прочных, основ своего культурного творчества) и заключается причина нашего нынешнего отставания от Запада.

Величайший русский ум, Николай Леонтьев, верил и надеялся, что России удастся преодолеть свою глубочайшую зависимость от европейской политической философии. Что, отказавшись от следования губительному курсу европейского эгалитаризма (будь то либерального, или социалистического) наше общество сконцентрируется на собственных культурных традициях и на этом славяно-византийском фундаменте сможет выстроить нечто новое, по-настоящему самобытный цивилизационный проект. Духовно и культурно невероятно богатый.

Не получилось. Революционное гниение масс в своей логической фазе привело к краху собственно русского проекта. А советский так и не смог стать полноценной пищей и источником силы для нации. Почти тысячу лет прожив в Православии под самодержавной властью своих великих князей и царей, русские не продержались и одного столетия в режиме "социалистического народовластия".

Уже с 80-х мы всей страной в открытую, ничтоже сумняшеся, смотрели в сторону Сказочной Заграницы. Так, кстати, и продолжаем по сю пору. Конечно, на фоне грандиозных событий последних двух лет и на волне ура-патриотизма отношение к Америке и Европе изменилось радикально. Но это касается сугубо политической стороны дела. Культурно же и идеологически мы до сих являемся лишь подражателями западного мира, благодарно копируя его успешные продукты и технологии.

Мы - иваны_не_помнящие_родства. Мы забыли свою культуру. Мы не знаем своей истории. Мы не чтим своих духовных традиций. У нас уничтожена вся социальная структура русского общества. Связь с историей, с предыдущими поколениями - нулевая. Горизонтальные связи в социуме, наличие каких-то объединительных нитей, механизмов - то же самое. Русские предельно разобщены и атомизированы. Общество наше никак не структурировано, не организовано, не объединено на самом важном, низовом уровне. XX век прошелся по русским огненным вихрем, оставив после себя выжженную землю. Сегодня наша самоидентификация как русских скорее интуитивная, чем осознанная. Поэтому первостепенная и главная задача - всем заново стать русскими, возродиться как крепкое здоровое плодотворное русское общество. Вспомнить свои корни и основы.

Время высокой культуры ушло, бесспорно. Пушкины, Диккенсы и подобные им фигуры ныне не рождаются. Поэтому сравнивать сегодня можно лишь культуру в той или иной степени массовую. А здесь мы в роли догоняющего.

Практически всё, что у нас есть на данный момент своего собственного, - ужасный унылый совок. Зато всё, что делается позитивного, в направлении улучшения качества жизни, ее "окультуривания", приобщения к высшим цивилизационным стандартам - всё это копируется в странах "первого мира". Яркий тому пример - преображение Москвы последних лет, когда она становится по-настоящему европейским городом (в плане комфорта, качества жизни и т.д.).

Глобальный мир опасен тем, что в нем очень просто превратиться в слепого потребителя, в банального копировальщика чужого опыта. Вот как раз чтобы не потерять свое лицо, а, наоборот, в полной мере раскрыть свои собственные творческие потенции, несомненно нужна крепкая национальная почва. Тут даже, размышляя чисто логически, невозможно отрицать, что никакая иная почва не позволит нации продемонстрировать все свои дарования, так как это позволит ей сделать почва именно национальная, т.е. максимально для данной нации естественная и пригодная.

Поэтому самое главное, о чем нам всем сегодня надо хорошенько помнить - без опоры на национальные русские начала ни в культурном, ни в каком ином (например, политическом) творчестве ничего у нас не получится.

Пока не станем по-настоящему людьми русской цивилизации, не сможем и быть этой самой цивилизацией. А, значит, в перспективе - лишь уныло плестись в хвосте голливудских шоу.

А видео шикарное, конечно.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments