arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Христианская антропология

Что делает человека человеком?

Способность говорить? Способность разумно мыслить? Способность мыслить абстрактно?

Православие утверждает, что человека делает таковым только то, что принципиально выделяет нас из животного мира и вообще из Вселенной. То, чего в этой Вселенной больше нет. Только в нас.

Это высшая точка представлений о человеке. Любая атеистическая концепция проигрывает здесь безнадежно. Только религия (по крайней мере, христианство точно) говорит прямо: человек, ты не белковая плесень. Вселенная создана для тебя, а не наоборот. Эти звезды светятся только ради того, чтобы ТЫ жил.

Я сформулировал для себя три базовых признака, по которым живое существо выделяется из мира живой и неживой материи и становится человеком. Дерзну предположить, что именно так и будут определять человека в России по-русски.

1. Свобода.

Конституирующий признак нашей личности, созданной по образу и подобию.

Человек абсолютно свободен и никто и ничто (даже Бог) не в состоянии умалить эту свободу.

Поэтому, собственно говоря, мы и только мы несем ответственность за свои ошибки и свои поступки. Ну это если смотреть с христианской точки зрения. Такое понимание нашей личности и свободы помогает хорошо разбираться в окружающем нас мире. Понятное дело, что если человек всегда сам отвечает за свою судьбу, то нечего на Путина пенять, коли рожа крива. Если ты алкоголик, лентяй и неудачник, то скорее всего причины твоих неудач и неурядиц совсем не "дураки в Кремле". Или вот, например, некоторые наивные русские люди полагают, что несчастных украинцев зомбировали укроСМИ. Святая простота! Поймите вы уже, даже дьявол не может забрать у человека свободу выбора, не только Госдеп (хотя дьявол, конечно, может, если полностью подавит человеческую волю склонностью ко греху, страстью). У украинцев БЫЛ выбор между источниками информации - открытый интернет (видео на Ютуб, "сепарские" сайты и т.д.) // друзья и родственники в России и Донбассе // укроСМИ. Украинцы свой выбор сделали. Те, что стали скакать и звереть сделали свой именно осознанный выбор. В пользу укроСМИ. Да, их подталкивали к этому выбору множество различных факторов (с детства привитая русофобия, зависть и комплексы перед москалями, массированная укропропаганда, еще что-то), но выбор они сделали сами. Вполне осознанно.

Человек всегда сам отвечает за свою жизнь.

А вот животные уже несвободны. Поэтому к ним неприменимы нормы морали. Мы убиваем зверя, убившего человека, но не потому, что мстим, наказываем за проступок, а лишь потому, чтобы зверь, попробовавший человеческой крови, не повторил этого снова. Никто не орет в ухо связанному медведю, загрызшему туриста: "как ты посмел! он ведь был такой беззащитный!"

Но не только животные лишены свободы. Ее вообще нет нигде во Вселенной. Кроме как в человеке. Во Вселенной действует закон детерминизма, согласно которому все процессы и явления имеют причину и следствие, взаимозависимы и предопределены. Принцип всеобщей причинности - одно вытекает из другого. Если я ничего не путаю, именно отсюда, из доказательства наличия свободы в предопределенной Вселенной, и строил свое доказательство Бога старина Кант.

Кстати, принцип детерминизма не является абсолютно доказанным фактом, но, тем не менее, его действие предполагается на уровне аксиомы, иначе само познание мира и научный поиск становятся просто невозможны (наука, как известно, изучает закономерности). Это к разговору о достоверности научного знания.

2. Любовь.

Любовь - основной закон мироздания. Любовь очень взаимосвязана со свободой. Без свободы не может быть любви. И без любви не может быть свободы (иначе человек становится рабом греха и страстей).



Я часто пишу тексты, в которых даю понять, что христианство создало европейскую цивилизацию и те вещи, которые нас окружают и кажутся не имеющими никакого отношения к Евангелию, на самом деле, вытекают прямо из него. Вот, например, эта песня - яркий тому пример. Нет любви без свободы, нет свободы без любви. Да это ж чистой воды апостол Павел, он бы под такими словами подписался! И да - если найдете такой тезис в других религиях и философских системах, буду рад ознакомиться.

Как свобода человека подавляется грехом, когда он становится рабом своих похотей, пороков, вредных привычек, так и любовь уничтожается грехом. Проще всего это продемонстрировать на блудодеях. Чем больше у тебя "партнеров", тем больше грязи в твоем сердце, тем примитивнее и пошлее чувства, до тех пор, пока сердце совсем не разучивается любить. В наши окаянные дни это происходит не только в отношениях между мужчиной и женщиной, между любовниками, это повсеместно. Любовь исчезает как принцип из людских взаимоотношений.

Чем вызвана советская ностальгия? Плевать наши граждане (за исключением самых упоротых совков) хотели на Владимира Ильича Ленина, на его мечту о пролетарской республике и даже на критику капитализма Марксом и Энгельсом. Все грустят только по одному - по тому укладу жизни, по тому типу человеческих отношений, что когда-то был в Союзе. Когда в этих отношениях было куда больше, чем сейчас, любви, тепла, нежности, честности, порядочности... Ошибка советских в том, что они эти достоинства ставят в заслугу именно Совку. Дескать, стали строить коммунизм и люди у нас потому были такие замечательные и хорошие. А это глубочайшая и очевиднейшая ошибка. Я уже сто раз писал об этом...

"Где же самый источник нравственной силы, способной к развитию и дисциплине? Он только в религии. Все остальные воспитательные средства, какими располагает общество, лишь распределяют нравственную силу, порождаемую религией, могут ее разумно сберегать и направлять, могут, напротив, расточать и заглушать, но во всех этих случаях общественный строй производит лишь различные операции, умные или глупые, над силой, которой он является только хранителем, а не источником... Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку. Но оба эти средства, хотя и полезные, способны только некоторое время поддерживать, а не порождать нравственную дисциплину, с ними личность может лишь мириться, а не находить в них нравственное удовлетворение. Общество, воспитанное религией и затем ее утратившее, может несколько времени прожить накопленными привычками, но без нового притока живой силы наследство прошлого раньше или позже иссякает, и тогда наступает опасность банкротства, уже столь близко рисующегося пред современным миром".

Духовная инерция прошлых эпох (и русские классики писали об этом) - вот чем объясняется "прекрасная добрая жизнь" в СССР. И чем дальше мы отходили от наших духовных (православных) корней в своем социально-утопическом угаре, тем ближе мы становились к социуму, хорошо показанному в позднесоветском фильме "Авария - дочь мента".

3. Эстетическое чувство.

Самый несчастный человек на свете - это атеист, который видит поразившую его красоту заката и при этом не может никому сказать: "Спасибо!" (Г.К.Честертон)

Чувство прекрасного, способность человека видеть и осознавать красоту - это еще одно доказательство Бога, наряду с нашей способностью любить.

У животных нет понятия о красоте. Оно им не нужно. Оно совершенно ни к месту в эволюционном процессе, ибо лишено всякой целесообразности и практичности. Понятие красоты никоим образом не вытекает из материального мира и по определению не может из него вытекать. Если мир материален и никакой иной формы бытия в нем не существует, то значит ничего во Вселенной не могло бы стать для нас источником зарождения чувства прекрасного.

Не знаю, как атеисты решают для себя эту дилемму. Хотя я предполагаю, что очень просто - они просто не задаются такими вопросами, предпочитая "жрать и потреблять" как высший смысл своего бытия.

Главное, чтобы наш народ не опустился в это скотство. А то некоторые тенденции уже налицо.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments