arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Западничество

Даже самые талантливые представители нашего псевдоевропейского развития дав­ным-давно уже пришли к убеждению о совершенной преступности для нас, русских, мечтать о своей самобыт­ности. Всего ужаснее то, что они со­вершенно правы; ибо раз с гордостью назвав себя европейцами, мы тем са­мым отреклись быть русскими. В сму­щении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умствен­ном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русско­го духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии само­бытности нашего развития. Мы забы­ли, в восторге от собственного униже­ния нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о соб­ственном мировом значении никогда мы не сможем быть великой нацией и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего чело­вечества. Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесла в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятель­ными.

Ф.М.Достоевский, из письма цесаревичу Александру Александровичу, будущему Императору Александру III, 1873г.


Нация, народ, как и отдельный человек, имеет свой особый характер, как бы свою, метафорически выражаясь, личность. Этот характер создается и племенными свойствами, и обстоятельствами исторического бытия народа, его собственными трудами над своим устроением, его работой нравственной и умственной и т. д. Национализм есть принцип, согласно которому мы должны жить сообразно этим своим национальным чертам, ибо только создавая жизнь, с ними сообразную, мы можем руководить ею и жить счастливо, можем работать энергично и производительно, возвышая свою нацию и в ее работе давая кое-что полезное для человечества вообще.
Для тех, кто понимает это содержание принципа национализма, совершенно ясно, что мы можем быть националистами лишь постольку, поскольку проникнуты знанием и духом своего исторического бытия, знанием и духом своего народа в его прошлом и настоящем, знанием и духом своих вековых учреждений и всего, что нашей нацией вырабатывалось.
Вот только будучи таким образом русскими по духу и содержанию, мы способны национально создавать свое настоящее и свое будущее.


Л.А. Тихомиров, "Что такое национализм", 1910г.

Долгие десятилетия западничество было господствующим направлением русской мысли. Ни один народ не доходил до такого самоотрицания, как мы, русские. Явление - совершенно невозможное на Западе, где пышно расцвел национализм. И где же можно найти настоящее обоготворение Западной Европы и западноевропейской культуры, как не в России и не у русских?
Отрицание России и идолопоклонство перед Европой - явление очень русское, восточное, азиатское явление. Именно крайнее русское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы... были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по-европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети. Славянофилы пробовали делать в России то же, что делал в Германии Фихте, который хотел вывести германское сознание на самобытный путь.
А вот и обратная сторона парадокса: западники оставались азиатами, их сознание было детское, они относились к европейской культуре так, как могли относиться только люди, совершенно чуждые ей, для которых европейская культура есть мечта о далеком, а не внутренняя их сущность. Для русского западника-азиата Запад - обетованная земля, манящий образ совершенной жизни. Запад остается совершенно внешним, неведомым изнутри, далеким. У западника есть почти религиозное благоговение, вызываемое дистанцией. Так дети относятся к жизни взрослых, которая представляется им удивительной и соблазнительной именно потому, что она совершенно им чужда... В радикальном западничестве русской интеллигенции всегда было очень много не только совершенно русского, чуждого Западу, но и совершенно азиатского... Вот от этого азиатства пора бы освободиться русскому человеку, культурному русскому человеку.


Н.А. Бердяев, "Судьба России" (1914 - 1917гг.)


Нетрудно догадаться, что те люди, которые сегодня называют себя "русскими националистами", начисто отвергают ту колоссальную сокровищницу идей и философских разработок, что были явлены миру величайшими гениями нашего Отечества в XIX-нач.XX вв. Ничтоже сумняшеся, Константин Крылов в одной из древних дискуссий со мной даже не стал этого скрывать, обозначив нашу интеллектуальную традицию в качестве "заплесневелых книг позапрошлого века". При этом, если блестящие русские умы прошлых эпох в своем идейном творчестве опирались на многовековой исторический опыт российского государства, на его культуру и ментальность народа, то новая поросль "идеологов" и "публицистов", свой нынешний выбор мотивирует исключительно тем, что Европа, по их мнению, есть нечто близкое к совершенству, а всякая критическая мысль в отношении объекта преклонения отвергается ими начисто и представляется исключительно в виде "азиатчины".
В этой связи очень показателен выделенный мной момент в последней цитате Бердяева, который тонко отмечает, что как раз именно западничество, преклонение перед всем европейским, и есть верный признак азиатчины (дикости, варварства) в сознании и ментальности русского человека. Признак его незрелости, "детской" формы мышления.


А вот типичный и свежий пример современного западнического сознания - живущий (если не ошибаюсь) где-то в Чехии известный ЖЖ-юзер bohemicus рассуждает:

О русской культуре:
Квинтэссенция русской культуры заключена в девяти строках, начинающихся со слов "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей".

О Великой Отечественной:
Я хорошо помню своего деда, среди наград которого была по крайней мере одна из тех, о которых говорили, что их "просто так не давали"... О немцах он всегда отзывался с неизменным уважением, как о достойном противнике. И ему бы в голову не пришло считать, что он воевал с каким-то "фашизмом". Две страны оказались в состоянии войны. Мужская работа заключалась в том, чтобы воевать. Только и всего. Никакой идеологии. Тем более - ничего личного.
Однажды, когда мне было лет 13 или 14, мы разговаривали о том, в каком возрасте правитель должен приходить к власти. И дед неожиданно привёл в качестве примера успешного пожилого лидера маршала Петена. Я с подростковым максимализмом рассмеялся: "Ну он был и правитель!" Дед серьёзно ответил: "Он очень хорошо правил. Сделал то, что было нужно его стране".
В другой раз он мельком обронил, что единственной едой в окопах была американская тушёнка. "Без неё нас можно было брать голыми руками. Много бы мы навоевали голодными", - сказал дед.


Просто блестяще! Русская культура - как полускрытая форма выражения мизантропии.
Главна наша Война, в которой мы столкнулись со стальным Зверем, уничтожавшим миллионы наших сограждан и поставившим себе задачу низвести выживших до статуса двуногих скотов - это всего лишь "работа", а француз-предатель - красаучик, все правильно сделал, что лег под Зверя. Ну и без американцев, естественно, мы бы не выиграли.
Странно, что дед-ветеран не рассказал еще внуку про "трупами завалили" и заградотряды, без которых атаку и не начинали даже.

P.S.
Западничество - это смерть всего русского, гибель нашей цивилизационной идентичности, нашей самобытности.
Путь западника - это путь настоящего дикаря и азиата (привет Крылову!), ведущий к исторической погибели России и русского народа. Даже если поверить, что нас примут в "дружную" европейскую семью, закончится это все одним - нашим полным растворением среди второстепенных государств-наций, жалко плетущихся в фарватере той идейно-культурной и экономической политики, что диктуют проигравшим транснациональные элиты западного мира.

Не замечать, не осознавать этого практически невозможно - для этого надо быть либо совершенно зомбированным хомячком, либо сознательным врагом русского национального (державного) возрождения, льющим воду на известно чьи мельницы.
Tags: Мы и Запад, русская национальная идея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments