arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

РЖД. После Якунина.



Кто меня давно читает, должен помнить, как раньше я периодически рубился за Якунина. На протяжении нескольких лет против него шла активная кампания в СМИ. И, естественно, я не мог не сказать доброе слово в адрес действительно православного человека из числа самой что ни на есть элиты. После его отставки судьба РЖД вызывала некоторые опасения - в деле руководства такими монстрами, помимо всего прочего, необходимо еще обладать и могучими лоббистскими возможностями, дабы пробивать на федеральном уровне необходимые для стратегического развития решения. Но по прошествии года оказалось, что все идет очень даже неплохо.

Полчаса поиска через Яндекс-Новости и перед вами небольшой разбор текущей ситуации в "Российских железных дорогах". По пунктам.

Для начала напомню, что ставили в вину прежнему руководству компании: требование финансовой поддержки со стороны государства, отказ от обнародования своих личных доходов, высокие тарифы, отмену поездов. С этих пунктов и начнем.

1. ЭКОНОМИЯ.

РЖД впервые с 2013 года откажется от дополнительных субсидий из бюджета. Ранее компания рассчитывала на 40 млрд рублей господдержки.

Весь последний год наш ж/д монополист проводит мощную реструктуризацию и оптимизацию своей хозяйственной деятельности. В 2015 году оптимизировано расходов на 28 млрд рублей. И это несмотря на общее сокращение объемов перевозок и неблагополучную экономическую конъюнктуру. В результате год закрыли без убытков и даже получили чистую прибыль в 8,2 миллиарда рублей. В 2016 процесс продолжился - речь уже идет о сокращении расходов на 45 млрд. рублей (по итогам года ожидается прибыль в 900 млн. рублей при выручке в 1,65 трлн. рублей).

При этом оптимизация не затрагивает трудовой коллектив компании (а это под миллион человек). Массовых сокращений нигде не проводится, даже наоборот - происходит небольшая, но все же индексация зарплаты: с 1 марта 2016 года заработная плата работников компании РЖД будет проиндексирована на 2,9% (руководство от индексации своих доходов благородно отказалось).

Изыскивать дополнительные средства в корпорации намерены за счет приватизации непрофильных активов, например, продажи 25% акций "Трансмашхолдинга" и собственной недвижимости. Плюс началась серьезная борьба с необоснованными закупками. Например, служебных авто: по итогам встречи был уволен президент «ТТК-Связь» Артем Кудрявцев, а через несколько дней - директор ОАО «Росжелдорснаб» - дочерней компании, которая организует закупки в холдинге РЖД, - Геннадий Горбунов. Согласно распоряжению Белозерова, которое попало в интернет 29 января, в РЖД также ограничены траты на служебные автомобили. Из текста документа следует также, что руководители среднего и низшего звена, которым положены машины, должны пересесть на продукцию отечественного автопрома.

Ну и под конец добавлю от себя. Хоть требование господдержки было одним из главных "обвинений" в адрес Якунина, я считаю ее абсолютно нормальным явлением: власти Индии планируют вложить в развитие сети железных дорог в стране $137 млрд в течение следующих пяти лет. Плохо это? Что плохого в том, что государство (тем более, если речь идет о самом большом государстве на планете) активно вкладывают бюджетные бабки в развитие своей транспортной инфраструктуры? Причем в этом (в истребовании денег из казны) РЖД обвиняли не только либералы, но и патриоты. Ну что ж, теперь все они могут успокоиться - компания, как видим, затягивает пояса и старательно переходит на режим самообеспечения.

2. РАСКРЫТИЕ ЛИЧНЫХ ДОХОДОВ.

Белозеров не стал вставать в позу по этому вопросу и спокойно отчитался о своих доходах: говорит, что делал это, работая в Минтрансе, и будет делать и дальше. Кому интересно, здесь подробные цифры.

3. ТАРИФЫ.

С 1 января тарифы на перевозки пассажиров проиндексированы на 4 % к уровню 2015 года. Втрое ниже инфляции.

Грузовые - на 10%. Опять же не критично. Это подтверждается и бизнес-планами компании: по итогам первого полугодия ожидается рост погрузки на 1,5% (в июне превысит 2%). Цифры может и не очень впечатляющие, но вряд ли стоит ждать каких-то прорывов, когда в стране у нас официально спад ВВП.

Сам Белозеров обещает тарифы не повышать, а снижать. Не знаю, насколько удастся реализовать эту цель, но видно, что компания не сидит сложа руки и активно пытается свои услуги сделать более доступными:



4. ОТМЕНА ЭЛЕКТРИЧЕК И ПОЕЗДОВ.

В 2016 году не отменили ни одной электрички. Наоборот, появились новые маршруты (включая поезда дальнего следования):

а) Сортавалы - Санкт-Петербург;
б) Уфа – Кандры - Туймазы;
в) Уфа - Самара – Саратов;
г) Челябинск - Екатеринбург;
е) Воронеж - Москва.

И еще один крайне важный пункт для любой транспортной компании.

5. ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ.

В свое время Якунин как никто другой тратил времени на выбивание у Правительства необходимых инвестиций (РЖД просто физически не в состоянии самостоятельно финансировать такого рода проекты). Однако в периоды кризисов всем приходится включать режим жесткой экономии, и перед новым руководством сегодня стоит именно такая задача. Поэтому приходится выбирать. Например, окончательную реализацию проектов по расширению БАМа и Трансиба пришлось отложить в пользу других.

В частности, речь идет о строительстве Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД), тестовый запуск которой произошел тря дня назад, а открытие запланировано на осень.



Для столицы - это один из важнейших проектов в области транспорта. Ожидается, что в первый год эксплуатации будет перевезено около 75 млн человек, а к 2025 году цифра может вырасти до 350 млн.



31 остановочный пункт, каждый из которых связан с наземным общественным транспортом. Десятки высокоскоростных поездов с интервалом движения 6 минут в часы пик. Из них - 33 "Ласточки". Которые, между прочим, производят в России (локализации уже превысила 70%, и это еще не предел).

Ну и самый долгожданный проект РЖД - ВСМ-2. Скоростная магистраль Москва-Казань, с перспективой продления на Екатеринбург и далее.



Целая эпопея была с ее запуском, когда каждый год утверждались все новые планы финансирования, а затем также благополучно отменялись. И вот наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки: в ходе визита между Россией и КНР было подписано более 30 контрактов, в том числе на строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которое начнется до конца 2016 года. И свеженькое подтверждение от руководства компании:



Сплю и вижу, когда смогу доехать до Казани из Москвы за три часа без помощи авиации.

И вообще, ребята, - всё познается в сравнении. Мы просто очень быстро привыкаем ко всему хорошему. К бесплатному вай-фаю, к новым комфортным купе и электричкам. Привыкаем так быстро, что не успеваем даже оценить изменения по достоинству.

В настоящее время подключиться к Интернету посредством Wi-Fi можно на 79 железнодорожных вокзалах в 55 городах России. Общее количество зарегистрированных пользователей в соответствующих сервисах превысило 1 млн человек. В первом квартале 2016 года мы провели опрос пассажиров о наиболее востребованных сервисах. Создание Wi-Fi-зон и высокоскоростной доступ к сети Интернет оказались на первом месте в рейтинге.

Пассажиры захотели бесплатный качественный вай-фай? Да пожалуйста! Или взять историю с плацкартными поездами, которые РЖД планировали отменить, заменяя их в том числе, своими новыми двухэтажными составами. Я-то это решение приветствовал двумя руками, но, оказалось, далеко не все соотечественники разделили мою оценку. На основе предложений пассажиров в РЖД приняли решение сохранить плацкарт, сообщил резидент компании. Но, по его словам, это будет новый более комфортный плацкартный вагон. Есть ли еще у нас в стране такая монополия, столь отзывчивая к просьбам граждан?

Расскажите, кстати, об этом знакомым украинцам. В качестве обмена опытом. Что они вам ответят?



Эти две фотографии сделаны на Киевском вокзале Москвы. Стоят рядышком два поезда. Один - РЖД. Другой - Укрзалізниця.

Вот и сравнивайте.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments