arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Мифы советской системы образования

Продолжаем самый важный разговор для русских сегодня - разговор об образовании. О том КАК и ЧЕМУ будут учиться наши дети.

Чтобы этот разговор вести плодотворно, для начала нужно избавиться от некоторых иллюзий. Чем мы и займемся.

Хороший коммент мне оставили к предыдущему тексту по данной теме:

"Научные кадры, выведшие СССР на мировой уровень в науке и технике, были воспитаны или в царской России, либо преподавателями из царской России, вот хороший пост на эту тему http://germanych.livejournal.com/191934.html. Когда это поколение сменилось, СССР 70-х и 80-х годов начинало все более отставать от запада в области науки и техники, тут никаких секретов особо нет. СССР оставил от себя выжженное поле в области гуманитарного мышления, старые традиции он уничтожил, а свои собственные оказались полностью нестостоятельными. В таких условиях формирование новых традиций займет довольно долгое время, наше общество постоянно мечется туда-сюда, поскольку совковая инерция не позволяет напрямую обратиться к дореволюционному или вообще национальному опыту, и додумать и переосмыслить как его, так и этот совковый опыт. Ну и то, что у многих людей и сейчас совок очень прочно сидит в головах, довольно очевидно".

А теперь почитайте замечательный пост уважаемого germanych. Несколько цитат оттуда:

"Если посмотреть на СССР, скажем, 50-х годов, в самом деле всё было очень шоколадно. СССР в самом деле имел изрядное количество учёных с мировым именем. В 50-х годах, да ещё и в 60-х, любой уважающий себя учёный, желавший быть в курсе всего самого передового в науке, помимо английского обязательно изучал и русский язык. Русский наравне с английским был языком международных научных симпозиумов".

***

"Интересна характеристика, которую дал Ландау военному прокурору 15 августа 1956, когда готовилась реабилитация Шубникова: «Лев Васильевич Шубников, несомненно, был один из крупнейших физиков, работавших в области низких температур не только у нас в Союзе, но и в мировом масштабе. Многие его работы до настоящего времени являются классическими. Говорить о его вредительской деятельности в области физики низких температур совершенно абсурдно, учитывая, что он как раз являлся одним из создателей этой области у нас. Его горячий патриотизм подчеркивается тем, что он добровольно бросил работу в Голландии для работы на Родине. Ущерб, нанесённый отечественной науке безвременной гибелью Л.В.Шубникова трудно переоценить». Ну это к слову о том, как рачительно при товарище Сталине заботились о развитии науки – шлёпнули создателя физики низких температур и все дела".

***

"Каждый желающий может поинтересоваться биографиями подписантов «письма трёхсот» – письма большой группы советских учёных, которое было направлено 11 октября 1955 года в Президиум ЦК КПСС. В письме описывалось мрачное положение в советской биологии к середине 1950-х годов. Просто любопытства ради поглядите когда родились и какое получали начальное образование все эти учёные и академики, двигавшие советскую науку в 50-х годах, то есть в период наибольшего расцвета т.н. «советской науки»... Итак, наглядно можно удостовериться, что все те громкие имена, которые всякий раз приводят в пример советские патриоты, когда хотят продемонстрировать мощь советской науки и техники, начальное и среднее, да и высшее образование как правило получили до революции, а если кто-то высшее получал уже после революции (как правило в 20-х годах), то обучали их старорежимные, в царские времена воспитанные, профессора.

О чём это говорит? Это говорит, как минимум, что утверждение о том, что без советской власти Россия почему-то стала бы отсталой безграмотной страной, без своей науки и техники, мягко говоря, высосано из пальца. Ибо совершенно непонятно, с какой бы это стати, например, Жуковский, который совершил ряд открытий ещё до революции, вдруг прекратил бы свою научную деятельность, если бы большевики не оказались у власти. Почему это Ландау без помощи большевиков не смог бы стать выдающимся физиком, а Туполев никак не смог бы реализовать свой талант и свои, полученные ещё при царе, знания? Зато совершенно очевидно, что именно получила отечественная наука благодаря большевикам: это красноречиво показывает пример хотя бы расстрелянного в 1937 году физика с мировым именем Шубникова".

***

"...Я кратко показал на примере воистину выдающихся личностей, что система начального и среднего образования в царской России хотя и не была всеобщей, но, тем не менее, была очень сильной и дала целую плеяду великих учёных и конструкторов, чей потенциал в полную мощь реализовался в зрелые годы. То, что их зрелые годы совпали в эпохой власти большевизма – есть не более, чем грустная случайность. Но их талант и заложенные в детстве и юности знания были бы всё равно реализованы в середине XX века при любом строе. Строго говоря можно сказать, что учёные творили не благодаря, а вопреки советской системе (примеры Ландау, Капицы, Королёва, Туполева и др.), то есть помимо собственно научной деятельности должны были ещё опасаться за свою жизнь и свободу, лавировать в омуте партийных съездов и т.д.

Если следовать логике советских патриотов о том, что советская система образования была лучшей, чем при царе, то тогда те люди, которые ни в какой царской гимназии не обучались, а обучались в советских школах, или кто обучался в ВУЗах не у бывших царских профессоров, а у самых то ни на есть советских, должны показать не меньшие, а, пожалуй, даже большие результаты, чем те люди, которых я перечислил выше. То есть люди, рождённые в каких-нибудь советских 50-х годах (апофеоз «советской» науки), отучившиеся в 60-х в советских средних школах и получившие высшее образование в советских ВУЗах в 70-х, должны были бы показать всему миру нечто новое неординарное. Ну и где эти новые Курчатовы, Келдыши, Капицы, Ландау, Туполевы, Королёвы, Лебедевы, Ершовы? Нету их почему-то.

То есть на самом деле любой непредвзятый человек может увидеть, что взрыв научной и конструкторской мысли в СССР базировался на людях, основу своего образования получивших в царское время или, во всяком случае, обучавшимся у царских специалистов. Их дело продолжали их ученики, но по мере ухода из жизни первых и вторых, т.н. «советская наука и техника» становятся всё более и более унылой. В 80-е года XX века и советская наука, и советская конструкторская мысль уже мало кого поражает и плеядами имён мирового уровня похвастаться не может. То есть советская система обучения по любому показала себя более ущербной, чем система обучения «лапотной» царской России. Академиков-то в 80-е было как кур нерезаных, но вот только чем обогатили науку эти академики – вопрос открытый.

Наука не бывает советской или капиталистической, или царской. Наука – это мысль, идея и беспрепятственный обмен этими идеями. Поэтому до 1917 года российская наука была полноценной составляющей европейской науки. Например, Попов и Маркони были составной частью единой науки, пусть и с национальным колоритом. А когда большевики решили создать какую-то отдельную «советскую науку», то первоначально показалось, что опыт удался, поскольку во имя развития военных отраслей большевики в самом деле вложили очень много средств в научно-техническое развитие некоторых отраслей (в ущерб многим другим). Однако изолированность «советской науки» неминуемо вела к регрессу и застою, явным красноречивым свидетельством чего явился факт исчезновения русского языка, как второго обязательного языка для учёных мира на международных симпозиумах. И это случилось уже в 70-е годы XX века. Мировая наука перестала говорить на русском языке, поскольку ничего интересного уже от «советской науки» не ожидала. Времена воспитанных в царских гимназиях Иоффе, Ландау и Курчатовых закончились, когда начались времена рядовых «советских учёных», взращённых в советской системе образования".
_________________

Друзья, наша цель - не ЕГЭ злополучный отменить! ЕГЭ может и не надо отменять вовсе, пусть остается в качестве одного из элементов проверки знаний. Наша задача куда масштабнее и серьезнее - сделать выбор в пользу самой системы образования. Выбрать те принципы и подходы, на которых будет строиться весь образовательный процесс.

Что вы можете сказать по этому поводу? Ничего. Впрочем, как и по всем иным поводам.

Сегодня русское общество ничего не может сказать. У него нет мнения. А в истории России еще не было периода, когда бы русское общество было настолько тупым и необразованным. Я не говорю про массы в целом, с ними все давно понятно - уровень дикарей и варваров. Я говорю об интеллигенции - более тупой и никчемной НАЦИОНАЛЬНОЙ интеллигенции у русских еще не было. Единицы что-то понимают. Единицы способны всерьез рассуждать о серьезных вопросах. 99% - поверхностно образованные выскочки, суть образования которых - чтение чьих-то постов в интернете.

Поэтому мы ничего не можем внятного и толкового сказать по теме образования. Хватает только пискнуть что-то дежурное про плохой ЕГЭ, ну и плесень еще надрывно мечтает о "самой лучшей в мире системе советского образования". На этом интеллектуальная работа русского общества по важнейшему вопросу своего бытия заканчивается.

Зато это дает шанс настоящим русским националистам основательно изучить вопрос и выйти на власть и широкое народное обсуждение с собственной концепцией тщательно продуманной и проработанной реформы. Не вешать нос, гардемарины!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments