arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Источник нравственности



"Выше закона может быть любовь, выше права - милость, выше справедливости может быть прощение. Мне кажется, этой формулы достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня" (Евгений Леонов)

Это Евгений Павлович из Кодекса строителя коммунизма взял. Добавил немного Каутского. Приправил Энгельсом. Посолил Лениным. Поперчил Марксом. Окропил Сталиным. Так получилась советская нравственность. Самая лучшая нравственность в мире.

Но пришел Горбачев и разрушил ее. И вверг нас в хаос 90-х.

Не подумайте, что я с утра пораньше залил дыню и несу бред в своем блоге. На самом деле, это ВАЖНЕЙШАЯ тема. Об источнике нравственности в человеческом обществе и конкретно в нашем, русском.

Что для нас является источником нравственного чувства? Кому мы обязаны сказать спасибо?

И еще один важный момент. Если нравственное, духовное состояние человека и общества является определяющим для всей нашей жизнедеятельности (экономика, политика, культура, семья...), не стоит ли нам причины краха СССР искать именно здесь - в разложении духовного климата советского общества? И если да, то что послужило причиной такого разложения? Что повлияло на источник наших духовно-нравственных сил? Почему он стал угасать, поставив крест на всем советском проекте?


P.S.
"Где же самый источник нравственной силы, способной к развитию и дисциплине? Он только в религии. Все остальные воспитательные средства, какими располагает общество, лишь распределяют нравственную силу, порождаемую религией, могут ее разумно сберегать и направлять, могут, напротив, расточать и заглушать, но во всех этих случаях общественный строй производит лишь различные операции, умные или глупые, над силой, которой он является только хранителем, а не источником.

Никогда человеческое общество не существовало без религии. Нравственное воспитание личности всегда сообразно тому, какие представления люди имеют о Божестве и в какие отношения становятся Божеству. Общество всегда искало опоры религии в определении своих отношений к личности. Этот общеисторический факт показывает положительным путем то же самое, что мы за последнее столетие наблюдаем отрицательно, то есть что общество в самом себе не имеет достаточного авторитета для личности. Человек духовной стороной природы своей возвышается над обществом как процессом органическим. Непоколебимый авторитет для руководства личности дает только Высочайшая Личность Божества, источник тех духовных стремлений, которые для человека дороже всего на свете. Лишь божественное руководство человек способен признать как всегда правое, всегда целесообразное для себя, только Богу он способен верить настолько, чтобы подчиниться даже тогда, когда не понимает, почему именно нужно в данном случае подчиниться. Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины. Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку. Но оба эти средства, хотя и полезные, способны только некоторое время поддерживать, а не порождать нравственную дисциплину, с ними личность может лишь мириться, а не находить в них нравственное удовлетворение.

Общество, воспитанное религией и затем ее утратившее, может несколько времени прожить накопленными привычками, но без нового притока живой силы наследство прошлого раньше или позже иссякает, и тогда наступает опасность банкротства, уже столь близко рисующегося пред современным миром".


Лев Тихомиров

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments