arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Что нужно для реставрации в России монархии

Для начала было бы неплохо начать читать хорошие умные книги. Трудно победить интернет, по себе знаю, но я не зря все время талдычу: у классиков нашей политической философии уже даны ответы на все принципиальные, базовые для нас вопросы (да и на великое множество других вопросов, рангом попроще). Не надо изобретать велосипед и ломать голову, благо что все равно не получится переплюнуть тех, кто на порядок умнее. Просто изучите собственное культурное наследие. Трудно даже понять, как можно всерьез рассуждать о судьбах России, о сложнейших материях, связанных с государственным устройством и управлением, при этом не зная самых основ национальной политической доктрины. Той самой, за которой стоят столетия живой русской истории.

Итак, что же нужно для реставрации в России монархии?

Дабы верно ответить на вопрос, необходимо точно определить источник государственного инстинкта народов. Побудительную и главную движущую силу их государственного развития.

Лев Александрович Тихомиров:

"...Падение старого строя, церковно-монархического, несомненно зависело от некоторой духовной болезни европейского культурного мира. Упадок религиозного чувства имел последствием захирение нравственного идеала, который только и давал жизненность старому строю. Не находя уже былой двигательной силы в нравственном идеале, общество принуждено было искать основ в какой-либо внешней силы - каковой явились, по его предположению, сначала народная воля, а позднее - в социализме - условия экономические. С такими воззрениями политическое творчество XIX века целиком ушло на создание организации общества, его внешних форм, в предполагаемом усовершенствовании которых надеялись найти средство к счастливой социальной жизни. Практика, разумеется, постоянно обманывала эти надежды, и дело общественного устроения не могло выйти из состояния хаоса и постоянно ломки.

Это положение и не может измениться до тех пор, пока общественная мысль не поймет самого корня ошибки, созданной революцией. В действительности политическо-социальное строение держится только на психологических основах, а не на какой-либо материальной организации, которая является лишь последствием нравственно-психологического состояния общества".


А вот эта же мысль отражается у Данилевского:

"...Политический строй русского государства составляет предмет настоящей политической веры русского народа, которой он держится и будет, несмотря ни на что, твердо и неизменно держаться именно как веры. Если, следовательно, когда-либо русский государь решится дать России конституцию, то есть ограничить внешним формальным образом свою власть, потому ли, что коренная политическая вера его народа была бы ему не известна, или потому, что он считал бы такое ограничение своей власти соответствующим народному благу, то и после этого народ, тем не менее, продолжал бы считать его государем полновластным, неограниченным, самодержавным, а следовательно, в сущности он таковым бы и остался... В чем бы это внешнее ограничение заключалось, на что опиралось бы оно, когда народ его бы не признал и не принял? А он его не принял бы и не признал бы, потому что мысли об этом не мог бы в себя вместить, не мог бы себе усвоить, как нечто совершенно ему чуждое. Конечно, он исполнял бы всю поведенную ему внешнюю обрядность, выбирал бы депутатов, как выбирает своих старшин и голов, но не придавал бы этим избранным иного смысла и значения как подчиненных слуг царским, исполнителей его воли, а не ограничителей ее. Что б ему ни говорили, он не поверит, сочтет за обман, за своего рода "золотые грамоты". Но если бы, наконец, его в этом убедили, он понял бы одно, что у него нет более царя, нет и русского царства, чти наступило новое Московское разорение, что нужны новые Минины, новые народные подвиги, чтобы восстановить царя и царство..."

Очень тонкая и верная мысль - социально-политический строй держится не внешними подпорками в виде сословий, конституций, форм собственности и пр., а теми идеалами, что господствуют в общественных умах. Это особенно ярко проявляется в периоды революций, когда одна идеологема сметает другую, когда именно после упадка веры в прежний строй его судьба становится предрешенной и революция (т.е. новая идея) побеждает.

Самодержавие проиграло не потому, что "устарело" и "перестало соответствовать новым реалиям жизни", а потому что его идеал померк в глазах русского общества.

"Падение идеи было столь полно, что даже забылся смысл ее, забылось ее значение как вечного принципа. Монархия стала рассматриваться как форма правления, свойственная лишь одному периоду развития нации. Даже те, кто любовались красотой этого принципа в прошлом, не могли отделаться от ложного убеждения, будто это уже не для нас, будто это нечто уже «пережитое» и к современным условиям неприменимое. Это ложное убеждение стало распространяться даже и у нас [в Российской империи]. Оно придало особый оттенок всему политическому творчеству так называемого «реформенного» периода, когда, начиная делать безусловно необходимое, мы портили свое дело, постоянно подгоняя его к предполагаемому в будущем ограничению самодержавия и подготовлению народа к предполагаемому в будущем народовластию. Убеждение в том, что идея монархии есть нечто «пережитое», еще больнее было видеть у самих монархистов, которые при Императоре Николае Павловиче боялись допускать всякое сравнение своего принципа с чужим. И в наши дни, сколько проницательных умов, любя монархический принцип, не могут представить его себе вне непременно «древней», средневековой, обстановки и через это портят свой светлый идеал будущего стремлениями к невозможному возврату назад" (Лев Тихомиров, 1894 год)

Добрую сотню лет антимонархическая революционная идея поражала своими метастазами сознание русского общества. И вот ее час пробил. Все захотели Свободы, Равенства и Братства. А еще Конституции, Республики, Гражданских Прав, Прогресса, в конце-концов! Давно уже избитый факт - в Белом движении монархисты составляли меньшинство. О чем тут говорить?

Именно та или иная политическая идея, господствующая в обществе, определяет форму правления и государственного устройства. В этом смысле не бывает "устаревших" идей. Идея вне времени. Монархия может быть неосуществимой в данный исторический момент в связи с действием каких-то конкретных обстоятельств. Но, по своей сути, монархия есть вечный принцип. Она по определению не может стать архаичной, смешной и нелепой.

Проблема с реставрацией монархии заключается лишь в одном - в текущей слабости соответствующей идеи. Сегодня ее присутствие в общественных умах практически стремится к нулю.

Укрепление позиций монархической идеи в русском обществе потребует соблюдения двух условий - воцерковления народа и кропотливой интеллектуальной работы:

1) Общество должно стать действительно православным, а не по названию лишь. Православным - значит думающим соответствующим образом. Сознание православного человека идею монархии принимает на ура. Расписывать здесь особой нужды нет.

2) Крайне необходима грамотная пропагандистская работа по продвижению "русской национальной идеи". Только теперь уже эта идея должна быть представлена именно так, как и должна - во всем своем блеске и величии. Как и подобает мощной интеллектуально-культурной доктрине. Эта идея просто обречена на то, чтобы увлечь за собой все "сливки" русского общества. Всех пассионариев, всех наиболее умных, наиболее думающих наших граждан. Чтобы развернуть страну в нужную нам сторону, 86% совершенно не понадобятся. Достаточно буквально нескольких процентов "идейных". И эти несколько процентов поведут за собой весь остальной народ. Потому что так всегда и происходит.

Когда численность бескомпромиссно настроенного меньшинства определенного типа достигает какого-то порогового уровня — казалось бы, незначительного, скажем, в три или четыре процента от общей численности населения, — остальной популяции приходится подчиниться их предпочтениям... Когда какое-то нравственное правило сформировалось, достаточно относительно небольшого числа непримиримых сторонников, распределенных географически, чтобы диктовать обществу новую норму.


P.S.
И не забивайте себе голову идиотскими вопросами: а кто будет царем? а как его избрать? и так далее. К тому времени, когда будут соблюдены все необходимые условия, о которых я писал выше, Россия и русский народ, уж поверьте, окажутся в состоянии ответить на эти вопросы. Думаю, сама надобность в них отпадет. Жизнь сама все расставит на места.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments