arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Уголок русского чтения. Церковь и государство



Л.А.Тихомиров, "О Вере и Церкви в государстве", 1912 год

"...Чисто политическими условиями не исчерпывается задача построения сильной материально и духовно государственности. Человеческое общежитие основывается всегда на элементе этическом, вследствие чего для государства становится высоко важен вопрос об отношениях к вере и Церкви. Если введение народного представительства, не фальшивого, а действительного, сближает Верховную Власть с нацией на почве гражданской, то правильная установка церковного управления и его отношений к государственной власти сближает Верховную Власть с нравственно-религиозной стороной народной жизни...

В России вопрос об отношении государства к вере и Церкви имеет тем большее значение, что отрешение государства от союза с Церковью, от обязанности служить христианской идее - составляет отречение России от исторического смысла своего существования... Всемирная защита христианства, и именно православия, была одною из основных задач государства, созданного русскими. Этим обусловилась и наша историческая политика на Востоке, наши отношения к грекам и славянам. Сам Петр Великий мечтал о Крестовом походе, и предпринятая им реформа зародилась под влиянием мысли о необходимости развить государственную мощь, потребную для столь великого и трудного дела.

Где же у нас выражается эта историческая точка зрения в настоящее время? По всему миру христианство "обругивается"... Христианству в мире приходится выносить тягчайшую борьбу против всемирного антихристианского движения, которое ставит своею целью совершенно покончить с христианскою эпохою. Что же делаем мы?

В такую эпоху русское государство, храня свое самосознание, обязано было бы более чем когда-либо пребыть всемирною опорою христианства. Это одно может дать исторический смысл и нравственное содержание государственному существованию русского народа. Если же мы покидаем эту миссию, то русское государство отрекается от всего прошлого, да и вообще от всякого идеального смысла своего существования. Государство русского народа, покидая христианскую миссию, становится столь же не нужным для человечества, как делается незаменимым, необходимым и драгоценным, если блюдет эту миссию. А блюсти ее нельзя иначе как в связи с верою и Церковью.

Но помимо этой общей точки зрения, дающей мировой смысл русскому государству, значение Церкви важно для понимающего свои интересы государства и в более тесном практическом отношении. Церковь есть источник наиболее совершенной нравственной дисциплины народа. Поэтому ее процветание и влияние на народ составляет вопрос государственный. Этот факт в России особенно полон значения. Православная Церковь имела такое исключительное влияние на всю историю нашего народа и государства, на весь склад государственных отношений, что потрясение или тем паче уничтожение церковного влияния составляет подрыв в самом фундаменте государства.

С потрясением Церкви, нам нужно строить какое-то новое государство с новым фундаментом, а это предприятие во всяком случае крайне трудное, может быть недостижимое и в довершение - какое-то фантастическое, ненужное... по крайней мере, если судить с точки зрения русского народа.

Действительно, все эти ниспровержения исторических основ нашего государства, с вытекающею отсюда потребностью отыскивать и устанавливать нечто новое - нужны разве только для не русских частей имперского населения, и нужны именно в целях подорвать русскую гегемонию... Что касается наших сограждан - католиков, протестантов и даже магометан, то подрыв Русской Империи несет гибель не одним нам, а и им самим. Как же не понять, что Русскую Империю никто не в состоянии поддержать в крепости и благоденственности, кроме русских? Остальные племена могут в этом помогать русским, как нередко и помогали, но сами не в состоянии справится с такою тяготой. А потому русские, сохраняя свой прежний здравый смысл, никак не должны допускать уничтожения нашей исторической государственности.

Если же русские понимают эту задачу, то они не могут допускать и подрыва связи русского государства с верой и Церковью. На этой связи у нас держится все: и здравое нравственное воспитание народа, и национальное сознание своего мирового смысла, и - вследствие этого - сильное чувство патриотизма, и необоримая основа русского государства - монархическая власть. Все требует у нас существования благоцветущей Церкви, а следовательно, и стараний государства о ее процветании. Эти старания характеризуют всю нашу историю... И потому-то наряду с политическими условиями нам теперь необходимее всего озаботиться о восстановлении союза государства с верой и церковностью".
________________

Я понимаю, что многие не верят в Бога и потому не горят желанием видеть Православие в статусе какого-то там "фундамента" государства и общества. Окей. Давайте сделаем вид, что ваша точка зрения интересна и попросим озвучить альтернативу. Вот позиция Тихомирова, она внутренне логична и опирается на реальный жизненный опыт, исторический опыт человеческой цивилизации. А что предлагают атеисты взамен "средневекового мракобесия"? Недавно Просвирнин издал протяжный вопль о движении "русских националистов-атеистов". Окей. Но в чем заключается альтернатива религиозному мировоззрению?

А альтернативы нету. Альтернативу никто и не предлагает. Все эти клоуны просто предлагают нам закрыть глаза на духовную сторону человеческой природы. Словно ее нет. А раз ее нет, значит и попы никакие не нужны.

В общем, нам решать. Выбор всегда за человеком. И Россия пойдет именно той дорогой, которую выберут современные русские люди. Свалить вину на Ельцина или Путина ни у кого не получится.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments