arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Как нам не превратиться в украинцев

У меня в последние дни было много культурологических споров, в том числе с соратниками. И в этих дискуссиях проявилось весьма характерное для всей нашей патриотической общественности пренебрежительное отношение к западному миру. Запад, как известно, экономически (политически, духовно...) прогнил и вот-вот рухнет. Потому что он жутко неэффективный и несправедливый. Там правит бал сатана - президентами и мэрами выбирают только гомосексуалистов, а все церкви уже переделали в бордели. То же самое относится и к культурному творчеству Европы и Америки. "Да, наше современное кино, конечно, полный отстой, но и на Западе нет ничего хорошего и достойного". "Да, бесспорно у нас нулевая эстрада, а местами откровенно позорная, ну так ведь и на Западе тлен и безысходность".

Это настроение воспитывалось долгими годами казенного патриотизма советского и постсоветского толка. Совсем слабых оно превращает в откровенную вату, которая грозится закидать Гейропку своими шапчонками. А людей неслабых со временем вынуждает смотреть на заграницу как на нечто исключительно чужое, враждебное и неправильное. То есть мы, как социум, начинаем не любить Запад, отрицать во всей его нынешней цельности (включая и то, что отрицать никак не следовало бы). Такое у нас уже было не столь давно - когда Советский Союз самоизолировался от общемировой культуры (западной, в первую очередь) и быстренько почил в бозе.

Желание быть первым самому и нежелание признавать первым кого-то другого понятно и даже нормально. Ненормально превращаться в упоротую вату, которая, увидев фотографию с заграничного гей-парада, тут же громогласно выписывает билет в ад целому миллиарду земного населения. Наш Господь ради 10 праведников пощадил город. По-моему, мы куда более радикальны и это не есть хорошо. В Его глазах уж точно.

Знаете, что я вам скажу? В этом нашем капризно-обиженном патриотическом отторжении Запада чувствуется что-то украинское. Они с таким же туповатым настроем отказываются от всего русского, от всех достижений русской цивилизации и культуры. Не спорю, аналогия хромает, все же для украинцев Россия - их родное (поэтому отказ от России и выглядит такой тупостью). Ну так ведь и для нас Запад - не чужой. Это наша общая история, наша общая культура, наша общая цивилизация. Для вас Дюма разве не родной фактически писатель? Вам ближе поэзия Байрона и Шиллера или Фирдоуси?

Я не так давно постил отрывок из Ивана Васильевича Киреевского, одного из родоначальников славянофильства. О правильном, на его взгляд, отношении к Европе. Самое время повторить. Повторение - мать учения. Напоминаю: пишет славянофил!

"Правда, эта любовь [к иностранному] часто доходит до смешного и бессмысленного; дурно направленная, она часто мешает нашему собственному развитию; но злоупотребления вещи не уничтожают ее достоинства. Правда, мы смешны, подражая иностранцам, но только потому, что подражаем неловко и не вполне, что из-под европейского фрака выглядывает остаток русского кафтана и что, обривши бороду, мы еще не умыли лица. Но странность нашей подражательности пройдет при большем распространении просвещения, а просвещение у нас распространиться не может иначе, как вместе с распространением иностранного образа жизни, иностранного платья, иностранных обычаев, которые сближают нас с Европою физически и, следовательно, способствуют и к нашему нравственному и просвещенному сближению. Ибо кто не знает, какое влияние имеет наружное устройство жизни на характер образованности вообще?

Нам нечего бояться утратить своей национальности: наша религия, наши исторические воспоминания, наше географическое положение, вся совокупность нашего быта столь отличны от остальной Европы, что нам физически невозможно сделаться ни французами, ни англичанами, ни немцами. Но до сих пор национальность наша была национальность необразованная, грубая, китайски-неподвижная. Просветить ее, возвысить, дать ей жизнь и силу развития может только влияние чужеземное; и как до сих пор все просвещение наше заимствовано извне, так только извне можем мы заимствовать его и теперь и до тех пор, покуда поравняемся с остальною Европою.

Там, где общеевропейское совпадется с нашею особенностью, там родится просвещение истинно русское, образованно-национальное, твердое, живое, глубокое и богатое благодетельными последствиями. Вот отчего наша любовь к иностранному может иногда казаться смешною, но никогда не должна возбуждать негодования; ибо более или менее, посредственно или непосредственно, она всегда ведет за собой просвещение и успех и в самых заблуждениях своих не столько вредна, сколько полезна".


Естественно, я не призываю молча соглашаться с написанным (как-никак почти 200 лет прошло), но я предлагаю вам обратить самое пристальное внимание на факт совершенно спокойной реакции русского ума 19-го столетия на потребность в чем-то учиться у Запада. Я постоянно натыкался у того же Тихомирова (и не только у него, понятное дело) на упоминания разных проявлений нашего культурного отставания от передового европейского мира. И в этом не было ничего уничижительного (с чего вдруг?), ничего предательского, ничего антипатриотического. Напротив! У людей как раз душа болела и они искренне желали своей Родине национального процветания. Просто это были очень умные, очень культурные люди. Мы на их фоне - туповатые дремучие ватники. "Музыка-то ваша американская - говно!"

Пару раз читал у Тихомирова и про Америку. Я бы сказал, что русскую монархию и американскую демократию он рассматривал как два равновеликих проявления христианского духа в политике. Никакого презрения, неуважения. У наших классиков можно встретить досаду на Запад, но ватничества в стиле "у нас всё самое лучшее! катитесь вы куда подальше со своей Гейропой!" - такого что-то и не припоминается. Если я не прав - поправьте (давайте подискутируем).

Но и без этой дискуссии - разве не унижает нас самих унижение Запада, умаление его до уровня какой-то во всем отвратительной, нелепой и неудавшейся цивилизации? Кому же мы тогда проиграли главное противостояние XX века? С кем мы так отчаянно сражались предыдущие несколько столетий? С лузерами и уродами?

Я прихожу в последнее время к убеждению, что современный русский человек, в отличие от значительной части современной нашей патриотической общественности, должен научиться любить Запад. За те его черты, что заслуживают такого чувства. В том числе и современные черты. Разве не заслуживают уважения американские реднеки и прочие белые традиционалисты, без которых хрен бы удалось прокатить старушку Хиллари? Разве не заслуживают уважения те великие профессионалы и мастера, что создали и продолжают создавать сегодня это величественное здание современной западной цивилизации? С чего вдруг нам, русским, не уважать и не ценить в Западе то, что и в самом деле заслуживает в нем уважения, а порой и восхищения?

Я искренне восхищаюсь немцами, их могучим тевтонским духом, благодаря которому они стали великими буквально везде, где только проявили себя - от футбола до философии. Я искренне преклоняюсь перед талантами англо-саксов, сумевших построить свои колоссальные Империи, а затем еще и подчинить себе мир, создав самую лучшую и качественную масс-культуру (при всех ее недостатках, которые никак не могут отменить ее достоинств). Разве такое отношение к немцам, англичанам, американцам должно меня унижать? Разве художник, который восхищается картиной другого автора, унижает себя? Должен ли он плеваться в чужие полотна по той причине, что у самого ничего не получается? Должны ли мы с презрением и неуважением относиться к великим народам мира, которые так значимо обогатили нашу цивилизацию своими разнообразными свершениями?

Нет, ничего постыдного и непатриотичного в том, чтобы восхититься удачным западным фильмом. Или если у человека "Крестный отец" - любимое кино, он уже и не патриот?

А теперь самое время возвратиться к тому, с чего мы начинали - что на Западе такая же попса, как и у нас, нечему там учиться, сиди-читай Достоевского и сказки Пушкина!

Один мой знакомый написал недавно в фейсбуке, что в очередной раз пересмотрел фильм "Схватка" с де Ниро и Пачино и снова обнаружил в нем что-то новое. Весьма меткая характеристика, подписываюсь под ней. Настоящий режиссер (а кто сомневается, что Майкл Манн - Режиссер?) - это как великий художник.

Друзья мои, ну как можно считать себя культурным человеком и не любить Голливуд в лице его великого множества прекраснейших, великих фильмов? Ну это же быть украинцем в чистом виде. Какими бы недостатками американская киноиндустрия не славилась, но там работают настоящие Мастера своего дела. Факт. И порой то, что выходит из их монтажных студий иначе как Искусством не назвать.

Я ненавижу фильмы, где главные роли у женщин - все эти ангелы чарли, анджелины джоли и т.д. Но вот приходит Мастер, берет какую-то нелепую историю про банду суперкиллеров слабого пола и на выходе получается одна из красивейших мировых лент за многие последние годы.



Кто-то всерьез хочет заявить, что Тарантино - не Художник, а что-то типа нашего нынешнего Бондарчука?

А еще я ненавижу фильмы про Бэтмена, никогда их не смотрел и всегда считал самым тупым голливудским кинопроектом. Но вот приходит Мастер, берет эту тупую историю про человека-летучую мышь (летучую мышь, блеать!!!), и я 2,5 часа сижу в кинотеатре, не моргая.



Вы не считаете Кристофера Нолана Художником? А как думаете, кто "круче" - Марк Захаров или Кристофер Нолан? Мой ответ вы знаете, а многие ли считают как я?

Поймите меня тоже правильно. Я не ставлю Адель в один ряд с Бахом, а Копполу - с Леонардо. Ну так это же не основание отказывать "Крестному отцу" в статусе произведения Искусства, не так ли? Моне, например, тоже нельзя, наверное, поставить в один ряд с Да Винчи, но он же великий Художник, никто ж этого не отрицает.

Мы должны перестать стесняться своего отставания от Запада в каких-то областях. Если у нас нет нормальной музыкальной сцены или нормального кинематографа - это еще не повод обвинять весь мир в бесталанности. Попробуйте присмотреться к нему чуточку повнимательнее. Может быть избитые патриотические штампы про "американские боевики" - это слишком узко и примитивно?

Полюбить другую культуру в ее лучших проявлениях (не изменяя, естественно, при этом своей) - это как бы естественный порыв всякого действительно культурного человека. Восхищаться хорошими произведениями искусства, даже если они не относятся к вашему родному селу, нормально. Красота трансгранична.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments