arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Вспомнить всё



"Нельзя не уважать монарха, который ничего не требовал для себя и сражался только за принципы".
Альфонс де Ламартин (1790 - 1869), французский писатель, поэт, политический деятель

"Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из вернейших сердец и в то же время один из величественных государей этого убогого мира".
Фридрих Вильгельм IV (1795 - 1861), король Пруссии

"В императоре Николае Павловиче таилось ясное понимание высшей правды и христианского идеала, поднимавшее его над уровнем не только тогдашнего, но и теперешнего общественного сознания".
Владимир Соловьев (1853 - 1900), русский философ

Знаете, чем меня задолбали споры вокруг Сталина/Ленина/СССР, этот вечный, непрекращающийся срач между Прохановым и Сванидзе? Складывается порой такое ощущение, будто бы нам эту баланду специально настойчиво подсовывают, дабы остальную свою историю мы не особо-то и вспоминали.

Обратите внимание: у нас все достижения в патриотическом дискурсе ассоциируются строго с эпохой СССР. Даже если лично вы считаете ее жестокой и кровавой, отовсюду вам сообщают типовой набор именно советских перемог - как повод гордиться страной. Я не против советских перемог, более того, с полным правом считаю их своими. Я против того, что последние 25 лет всё общественно-патриотическое внимание сконцентрировано на спорах вокруг Совка. Нашей стране не сто лет, а тысяча с хвостиком. Может хорошенько изучим и осознаем свою историю и культуру с самого начала, а там глядишь и придет понимание, кто мы есть и как нам правильно решать свои текущие проблемы?

Но нет, зачем же. Мало ли до чего эти русские докопаться могут. Начитаются всякого, наслушаются, а потом возьмут и скажут, что им не нужны идеалы Прогресса и Просвещения. Выберут себе в качестве идеала монархию и православие, и что ты с ними тогда делать будешь? Русские во главе с царем и своей национальной идеей - несокрушимая сила. Англичанка плохо спит в последнее время, как подумает об этом.

Интересное интервью со специалистами про нашего славного Императора. Что называется, без прикрас, местами даже весьма спорное, на мой взгляд. Понравилось про трогательной единение либералов и социалистов в антирусской пропаганде:

"Либерально-демократические, а затем и либерально-социалистические догмы со временем набрали силу, начали доминировать в России и стали ведущим направлением общественной мысли. В конце концов они преодолели очень мягкое сопротивление власти, проложили себе дорогу и победили. В соответствии с этими догмами решительно отторгалось все то, что так или иначе было воспитано и взращено православными, государственными, народными традициями и не совмещалось с провозглашаемыми ими новаторской ломкой, политическим эквилибризмом и моральной казуистикой. Вследствие такого целенаправленного отторжения православных устоев, на которых главным образом держалась концепция Николая I (хотя на практике она не всегда осуществлялась как следует), возник тот негативный взгляд на его правление, о котором мы все знаем.

Культивирование отрицания, протеста и насильственных изменений, идущее, условно говоря, от Александра Радищева, через декабристов к революционным демократам, готовило идеологическую почву для будущей беспамятной авангардистско-большевистской идеологии, которая, в общем-то, и создала этот «учебниковый» взгляд на Николая.

«Научно-коммунистические» идеи, разрушающие исторические предания, разрывающие преемственность и подвергающие прошлое принципиальному шельмованию, изначально не согласовывались прежде всего с христианскими традициями. Поэтому неудивительно, что эпоха Николая I с такими ее жизнеутверждающими началами, как «православие, самодержавие, народность», стала излюбленной мишенью для либеральной, а потом и для коммунистической историографии".


Но больше всего зацепил другой момент. Как все хорошо знают, дореволюционная Россия есть ужасная, варварская, деспотическая страна, безнадежно отстающая от прогрессивного человечества. Куда нам было до просвещенной Европы с ее железными дорогами, фабриками, школами и прочая-прочая. Я, кстати, не совсем иронизирую здесь - при Николае действительно серьезно отставали. Другое дело, что чуть позже (полвека спустя) русские начали догонять ведущие мировые державы по этим показателям. Но вот по одному критерию государственной жизни нашей "тюрьме народов", как мне кажется, просто не было равных:

"Поскольку декабристы для многих поколений образованных людей в России - это почти что «наше всё», то не только первые русские революционеры, но и вся наша интеллигенция в целом простить ему этого не могла, не может и уже, очевидно, не простит. К тому же это была первая казнь за очень-очень долгое время... С одной стороны, в России тогда были совершенно определенные законы. И по этим законам большинство из тех, кто был предан суду, подлежали смертной казни. Если бы действовали по закону, вполне можно было бы повесить не меньше 100 человек. И то, что в итоге были казнены только пятеро, - это, конечно, не что иное, как милость государя. Но с другой стороны, на общество, которое смертной казни давно уже не видело (а бОльшая часть общества не видела вообще никогда), это произвело очень тяжелое, гнетущее впечатление".

Об этом пишут в наших школьных учебниках по истории? О том, что кровавый тиран мог повесить сотню за участие в попытке госпереворота, но повесил только пятерых. И что эту "жестокость" интеллигенция ему до сих пор простить не может. А на современников событие произвело гнетущее впечатление, потому как большинство из них смертной казни просто не видело. Мне вот интересно, в Европе много таких стран, где большая часть жителей в 1826 году не видела смертной казни, потому как их просто не было?

Кстати, казнь пятерых декабристов осталась единственной казнью, совершенной в царствование Николая I. Зато, когда революционные идеи интеллигенции победили, Россию залили кровью миллионов. Построили, так сказать, царство свободы, равенства и братства.

"Во мне поднимается волна почтения к этому человеку: всю силу своей воли направляет он на потаенную борьбу с тем, что создано гением Петра Великого; он боготворит сего великого реформатора, но возвращает к естественному состоянию нацию, которая более столетия назад была сбита с истинного своего пути и призвана к рабскому подражательству... Дабы народ смог усвоить истинную цивилизованность и сделался достоин ее, ибо без этого ни одна нация не сможет трудиться для будущего, его следует обязательно вернуть сначала к исконному его характеру; чтобы народ смог произвести все то, на что способен, нужно не заставлять его копировать иностранцев, а развивать его национальный дух во всей его самобытности".
Астольф де Кюстен (1790 - 1857), французский аристократ, путешественник, автор записок о России


P.S.


"Царь (между нами) взял меня на службу, то есть дал мне жалования и позволил рыться в архивах для составления «Истории Петра I». Дай Бог здравия царю!"
Письмо Нащокину, 1831 г.

Соловей режима на зарплате.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments