arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Ускользающая красота, ч.2

Продолжаем начатый разговор. Переходим от общего (всей цивилизации) к частному (России).

Станция московского метро "Маяковская":



В 2009 году москвичи назвали ее самой красивой. Причем станции, занявшие в опросе второе и третье места ("Новослободская" и "Площадь революции"), проектировал тот же автор.







Замечательно! Проект советского архитектора в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке достижений в Нью-Йорке. Чем не повод для гордости за наше великое советское прошлое?

Вопрос: а архитектор действительно советский? Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949). С виду - типичный советский гражданин ударной сталинской поры. Разве нет?

А если копнуть чуть глубже?



Алексей Николаевич Душкин, выдающийся архитектор и градостроитель, родился в 1904 году (по старому стилю - 24 декабря 1903 года), в семье ученого-почвоведа и агронома (управляющего имениями крупнейших промышленников, меценатов и коллекционеров). Википедия сообщает: вместе со старшими братьями получил домашнее образование, затем поступил в реальное училище в Харькове, где учился до 1919 г. Отец направлял сына по своим стопам, но после его смерти в 1925 году Душкин перевелся на инженерно-строительный факультет Харьковского технологического института, где добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова (1862-1941), одного из крупнейших архитекторов юга России, которому, например, русский город Харьков во многом обязан своим архитектурным обликом:



Академиком архитектуры он стал еще в 1894 году.

Отучившись у Бекетова, Душкин со временем попадает в Москву, где в 1931 году начинает работать в одной из проектных мастерских Моссовета, которой руководил крупнейший русский архитектор Иван Фомин (1872-1936):



И вот теперь я снова задам вам тот же вопрос: Алексей Николаевич Душкин - советский архитектор? Ему, между прочим, было 19 полных лет, когда Советский Союз только образовался.

По-моему, всё здесь очевиднее некуда. Перед нами классическая биография выдающегося советского деятеля (как правило, все они относятся к сталинской эпохе): человек родился при царе, тогда же получил воспитание и образование. Либо родился буквально на несколько лет позже, но сами понимаете, какие у него были родители, преподаватели, окружение, методики...

В общем, как тут не гордиться подвигами советских граждан, которые совершали их потому, что были советскими и жили в советской стране?

Станция московского метро "Беговая" (открыта в декабре 1972 года):



Автор проекта: В.А.Черемин, родился в 1923 году.

Очень интересная старая статья Ревзина:

"Простой пример. Юрий Лужков в наше время хотел ровно той же архитектуры, что и товарищ Сталин: с колоннами, с историческими деталями, вообще красивой. Сравните ту аляповатую халтуру, которую получил он, с тем, что получал товарищ Сталин, сравните, скажем, высотку МГУ Льва Руднева с высоткой "Дон-строя" на Ленинградском проспекте - и вы поймете, что такое культура архитектора. До 1955 года у нас были архитекторы-классики, которые легко встают в ряд с мастерами Европы, возвращавшимися к классической традиции с XV по XIX век, мастерами ренессансной Италии, классической и неоклассической Франции, русской классики пушкинского времени. В профессиональном смысле сталинская архитектура — одно из высших достижений русской классики в архитектуре, а если брать Москву, то просто высшее. Никогда московская архитектурная школа не обладала мастерами такого уровня таланта, эрудиции и свободы существования в классической традиции. После 1955 года этих людей отменили как класс.

Представьте себе, что в стране на тридцать лет запретили бы играть на любых классических музыкальных инструментах, даже напевать мелодии про себя. Вместо этого предложили бы исключительно рок-музыку. Или полностью запретили бы чтение любой классической литературы, от Гомера до Толстого, а вместо этого — только комиксы. Или отменили бы любые картины, на которых понятно, что нарисовано,— только абстрактная живопись. Если через тридцать лет и появятся скрипачи, романисты и художники, они будут так себе. Так вот, с архитектурой произошло именно это.

Это культурная катастрофа, непонятая и недооцененная обществом."


Успехи сталинской архитектуры, как и прочие сталинские успехи, обеспечили последние старые русские. Сталин силен именно этим - своим желанием опираться на талантливейшие кадры, наличием у него вкуса. И именно поэтому я утверждаю, что Сталин совком не был, как и Россия при нем еще не превратилась в Совок. Это случилось чуть позже, когда старые русские кончились, а к власти пришли окончательно упоровшиеся советские товарищи.


P.S.


Автор эскизов панно для "Маяковской", как вы могли прочитать выше, - Александр Александрович Дейнека, советский живописец и график. Он родился еще в позапрошлом веке (1899), а свое первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище в 1915-1917 годах.

Сами же панно сделаны в мастерской Владимира Александровича Фролова (1874-1942), русского художника-мозаичиста.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments