arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Почему православные против революций

Я с Сергеем Худиевым часто не соглашаюсь, но тут он выдал просто обалденный православный манифест:




Отличный текст. Думаю, главное в нем - это про недавний запрет "иеговистов" Верховным Судом.

Свобода - базовый принцип христианства. Если мы - христианская цивилизация, в таком случае вполне естественно, чтобы этот принцип стал базовым и при построении нашего общества и государства.

В современных русских прочно сидит этатизм - эдакое преклонение перед государством, перед его всесильным правом вмешиваться и регулировать любую сферу жизнедеятельности. В СССР бытие человека протекало под чутким государевым оком с яслей и до похорон. С самых малых лет можно было расслабиться и плыть от остановки к остановке: ясли-садик-школа-техникум-завод-похороны. Мы до сих пор еще не научились жить самостоятельно и постоянно требуем от верховного суверена максимального участия в регулировании экономики и всего многообразия социальных отношений... Где-то это вполне оправданно, но где-то мы, как христианская нация, должны поставить четкие пределы для государственного вторжения в области нашей гражданской свободы.

Ситуация со "Свидетелями Иеговы" - показательная. Я ненавижу этих сектантов, но я выступаю категорически против административных запретов по высосанным из пальца поводам. Сегодня запретят иеговистов, через 30 лет - РПЦ и христианство в целом.



История развития человечества идет к всемирному царству антихриста, где все средства государственного контроля и диктата будут направлены против христиан. Зачем же нам самим сегодня способствовать рождению этого аппарата подавления? Наоборот, новая русская монархия, новая русская империя должна стать территорией свободы в нашем мире тотальной цензуры и несвободы. Наш государственнический, монархический инстинкт - не помеха для выстраивания Империи на принципах максимальной свободы для всех лояльных ей граждан. Максимально свободные общины и индивиды, живущие под крылом неограниченной, единоличной верховной власти. Отличная схема.

Мне очень нравится история про Хомякову рощу в Москве:

Обидевшись на городские власти за запрет строительства по старой линии улицы (дом в этом месте до сих пор стоит под углом к остальной застройке), Хомяков в ответ на предложение о продаже крохотного участка заломил астрономическую сумму, которую московские власти просто не могли выплатить. Скандал был великий и длился все первое десятилетие XX века, на протяжении которого газон посреди дороги продолжал мешать движению. Частная собственность была неприкосновенна. Хомякова травили в прессе, правдой и неправдой пытались этот клочок земли отнять, но он держался. Дело дошло даже до Петербурга, где на уровне Правительствующего Сената было, в конце концов, принято высочайшее решение о выкупе земли. Не за изначальную астрономическую сумму, конечно, но и в накладе Хомяков не остался.

Круто же! Когда индивид, действующий в своем законном праве и интересе, может послать лесом всю государственную машину и она ничего не может с ним сделать, даже если очень хочет, разве это не круто? Очень круто.

Христианство предлагает для государства идеальный бартер: мы, христианские общины, отказываемся от социально разрушительных практик (революции, бунты), а ты, государство, отказываешься от широкого проникновения в личную и социальную жизнь граждан. Все довольны, все в плюсе.


P.S.
Почему православные против революций

Сама по себе секуляризация общественного сознания еще не влечет отмирания духовной природы человеческого естества. Душа у человека остается вне зависимости от того, верит он в Бога или не верит. И именно в ней личность черпает свои духовные устремления, свои мечты и идеалы. Именно здесь берут начало наши представления о Добре и Благе и наша жажда "светлого будущего", когда не будет войн, зла, эксплуатации… Можете считать это генетической памятью об Эдеме, но и верующие, и атеисты отчетливо осознают ненормальность царящей на земле несправедливости. Мировая гармония нарушена. "Так не должно быть!"

Однако если верующий не питает иллюзий и ясно видит тщетность всех попыток построить на земле рай (в силу испорченности самой природы homo sapiens), то атеист от такого рода сомнений избавлен. Для него нет ни Бога, ни первородного греха, ни необходимости личного спасения. Напротив - спасать надо этот "неправильный" мир! Этот ужасный мир, погрязший во зле, ошибках и недоразумениях. Поэтому, когда верующий, видя несовершенство нашей действительной жизни, пытается изменить самого себя, свою душу (источник зла по христианству), то атеист, наблюдая ту же самую картину, приходит к идее отрицания мира в том виде, каком он есть сейчас. По мнению атеиста, можно и нужно менять именно "реакционный строй", "неправильные" законы.

Так в европейском сознании, порвавшем с идеей Бога, рождается идея Революции. Мысль о возможности (и необходимости!) кардинального преобразования всей нашей жизни на основании более лучших, "разумных" порядков. Мысль, повторюсь, сугубо атеистическая, присущая сознанию, которое, избавившись от "религиозных оков", поверило в возможность прогресса человеческой личности через изменение внешних материальных условий жизни. Бытие определяет сознание. Стоит изменить среду обитания и человек станет добрее, светлее, разумнее. Надо только подправить политический строй и поменять форму собственности на средства производства. И светлое будущее не за горами.

В противовес такой фанатичной вере в способность осчастливить заблудшее человечество, христианство предлагает совершенно иную модель поведения. Верующий человек, как и атеист, вовсе не лишен стремления улучшать и развивать общество, в котором он живет. Однако христианин умеет ограничивать свои социально-политические стремления и никогда не доходит до бунта против действительности. На собственном духовном опыте познавая несовершенство человеческой природы и именно в нем обнаруживая причину всего мирского зла, человек верующий не может не понимать всей химеричности мечтаний о грядущем (благодаря очередной революции) "золотом веке". На эту удочку он не ловится.

Означает ли сказанное бездеятельность и социальную пассивность? Ничуть. Классическая модель поведения православного христианина прекрасно сформулирована святителем Феофаном Затворником:

"Спрашиваете: надо же что-нибудь делать? Конечно, надобно. И делайте, что попадется под руки, в вашем кругу и в вашей обстановке, и верьте, что это есть и будет настоящее ваше дело, больше которого от вас и не требуется. Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба, или - по-прогрессистски - для того, чтобы сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет… Надо выбросить из головы все планы о многополезной, многообъятной, общечеловеческой деятельности… И жизнь ваша будет созерцаться вложенною в покойные рамки и без шума ведущею к главной цели".

Христианин борется со злом там, где с ним и сталкивается в реальной жизни, то есть прежде всего вокруг себя - среди своих близких, в семье, на своем профессиональном поприще. В силу этого деятельность религиозного человека становится глубже, но район ее суживается и естественным образом совпадает с теми социальными сотами, из которых состоит всякое общество и государство. Таким образом, верующий делается не причиной разрушения всех этих необходимых клеточек большого организма, вторгаясь извне со своим уставом, а лишь вносит в них оздоровляющее оживление.

Христиане не верят в социальную революцию как средство достижения счастливой жизни. По этому поводу наши взоры устремлены в другую сторону. Мы считаем причиной всех нестроений человеческую душу, ее-то и нужно исправлять (по нашему - спасать) в первую очередь. Иная расстановка приоритетов, на наш взгляд, глубоко ошибочна и ведет к трагичным последствиям. Необузданное стремление облагодетельствовать человечество, основанное на вере в собственные силы и их всемогущество, заканчивается тем, что люди восстают против естественных законов жизни, бунтуют против тех социальных порядков, что органично выросли вместе с самой цивилизацией, испокон веков были ее жизнеутверждающими принципами.

"Если окинуть общим взором всю жизнь человечества, то приходится усмотреть парадоксальный, но воочию явственный факт: все горе и зло, царящее на земле, все потоки пролитой крови и слез, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатической веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли и одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, непосредственно преступной и своекорыстной воли" (Семен Франк, "Крушение кумиров", 1923 г.).

И оттуда же:

"Идолопоклонство революционной веры заключалось не только в том, и даже совсем не в том, что она имела ложные или односторонние социально-политические идеалы, а в том, что она поклонялась своим общественным идеям как идолу и признала за ними достоинство и права всевластного божества".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments