arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

К вопросу о реформе образования

Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая призвала задуматься над идеей включения уроков церковнославянского языка в школьную программу. Некоторые либералы уже задергались: мракобесие снова надвигается, караул...

Между тем, изучение древних языков - вещь в культурном плане весьма важная. Например, латынь и древнегреческий - основа основ классического европейского образования. Именно классические древние языки вкупе с математикой можно считать лучшим интеллектуальным фундаментом, на который наслаиваются все остальные знания. Поэтому наличие соответствующих учебных курсов - обязательный признак элитарных школ.

Что же касается церковнославянского и вопроса о том, настолько ли он важен в системе образования для современных русских как язык Гомера и Цицерона, лучше всего послушать академика Д.С.Лихачева, выдержку из его статьи 1998 года "Русский язык в богослужении и в богословской мысли":

"...Церковнославянский язык играл и играет сейчас (хотя и в меньшей степени, чем раньше) объединяющую роль. В России (и отчасти в других славянских странах) церковнославянский язык объединял культуру не только по горизонтали, но и по вертикали: культуру прошедших столетий и культуру нового времени, делая понятными высокие духовные ценности, которыми жива была Русь первых семи веков своего существования, объединяя Россию, Украину и Белоруссию. Это способствовало сохранению самосознания русских, живших на территории других государств, и теперь объединяет Русскую Зарубежную Церковь с Матерью-Родиной.

Это тем более важно отметить, что Россия была страной высокой книжной культуры. Как ясно теперь, после открытия берестяных грамот, - страной широчайшей письменной культуры. Надписи имели все культурные ценности: иконы, церковные сосуды, великолепные фрески в храмах, одежда (особенно шитье, облачения и т. д.). Сейчас, когда мы впали в культурную нищету, это особенно должно нас трогать, и сохранить нашу связь с прошлым мы должны обязательно!

…Если мы откажемся от языка, который великолепно знали и вводили в свои сочинения Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, Лесков, Толстой, Бунин и многие-многие другие, - утраты в нашем понимании русской культуры начала веков будут невосполнимы.

Церковнославянский язык - постоянный источник для понимания русского языка. Сохранения его словарного запаса. Обостренного постижения эмоционального звучания русского слова. Это язык благородной культуры: в нем нет грязных слов, на нем нельзя говорить в грубом тоне, браниться. Это язык, который предполагает определенный уровень нравственной культуры. Церковнославянский язык, таким образом, имеет значение не только для понимания русской духовной культуры, но и большое образовательное и воспитательное значение. Отказ от употребления его в Церкви, изучения в школе приведет к дальнейшему падению культуры в России".


Как думаете, кому может помешать курс церковнославянского языка в наших школах?


P.S.
А вообще я бы всю нашу школьную программу и структурно, и содержательно реформировал. А в саму систему образования ввел базовый принцип множественности школьных типов. Как в дореволюционной России. Ибо унификация школ - преступление против общества.


P.P.S.
Кстати, сегодня у наших патриотов и борцов с фондами Сороса есть прекрасные возможности влиять на сферу образования в России - министр у нас хороший, то, что надо. Выходи на него с разумными предложениями, концепциями, проектами... Как думаете, выходят? бггг Вы вообще видели от наших патриотов ХОТЯ БЫ один концепт реформы образования?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments