arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Русский национализм и Православие



Добрая фея русского национализма Наталья Холмогорова цитирует чье-то мнение о нац-демах:

Нац.демы хорошо начинали. Например, важной и полезной была четкая артикуляция нац.демами, что русский национализм - это не православие, не монархизм, не сталинизм и т.п., а помощь русских друг другу, приоритет русских интересов. Что русские могут быть и верующими, и атеистами, придерживаться разных взглядов. Что русский национализм - это среди прочего и терпимое отношение русских к взглядам друг друга.
В итоге всё это было забыто...


И тут же возражает:

Нет. Это не забыто.
И, раз уж конца света не случилось - надеюсь, будущий год станет переломным для нас. Это будет год, в котором эти принципы, на которых изначально строился РОД, будут восстановлены и получат свое развитие.
Русский национализм - для всех русских, а не для какого-то "малого народа". Национализм, основанный на любви к своему народу и солидарности с ним, а не на "прогрессорстве". Построенный на интересе к реальным, ныне живущим русским, к их проблемам, уважении к ним, готовности представлять именно их интересы - а не "чморить" и проклинать их за неготовность подстраиваться под чьи-то фантазии.
Национал-демократия, в которой и "национализм", и "демократия" будут пониматься в прямом смысле и приниматься всерьез.
Работа, основанная на реальной деятельности на благо русских и реальной гражданской активности, а не на громких (и ни к чему не ведущих) заявлениях, интернет-войнушках, борьбе с мертвецами, вообще всякого рода симуляции.
"Экологическая" политика - принципиально не допускающая дрязг, скандалов, кидания друг в друга грязью, недостойного поведения на публике.
Одним словом, национализм, за который _не стыдно_.



Я щас расплачусь.
Добрая фея умеет писать такие вот патетические призывы за все хорошее и против всего плохого в русском национализме. Правда, при этом добрая фея никак не хочет уяснить себе одну избитую истину: русский национализм не есть нечто абстрактное "в пользу всех русских". Дескать, чтобы все, у кого в паспорте накарябано карандашиком, что они русские, больше не ссорились и не участвовали в "интернет-войнушках". Добрая фея живет в своем эльфийском мире "гражданской активистки". В этом мире приветствуются утопии и благородный пафос: любовь к народу, солидарность с ним, реальная гражданская активность... Закончить свою мысль доброй фее, пожалуй, следовало бы легендарным: "Один за всех и все за одного!"

Всё это, конечно, хорошо, да вот только, увы, к реальному национализму, как идеологии, способной лечь в основу социального строительства, отношение имеет крайне опосредованное. Потому как если национализм - это идеология, т.е. идея, то в таком случае "возьмемся за руки, друзья" здесь явно не прокатит. Ибо идея представляет собой глубоко проработанную мысль в отношении какого-либо феномена, выделяющую его основные, главные и существенные черты и уже на своей теоретической стадии предполагающую конкретные средства и способы собственной реализации.

Что же такое национализм как идея?
Тема обширнейшая и весьма-весьма объемная, но, по крайней мере, общий вектор размышлений можно легко обозначить соответствующей цитатой Тихомирова, признанного классика отечественной государственнической школы:

"В действительности это понятие и принцип в высшей степени ясные и сводятся к тому, чтобы мы были самими собой. Нация, народ, как и отдельный человек, имеет свой особый характер, как бы свою, метафорически выражаясь, личность. Этот характер создается и племенными свойствами, и обстоятельствами исторического бытия народа, его собственными трудами над своим устроением, его работой нравственной и умственной и т. д. Национализм есть принцип, согласно которому мы должны жить сообразно этим своим национальным чертам, ибо только создавая жизнь, с ними сообразную, мы можем руководить ею и жить счастливо, можем работать энергично и производительно, возвышая свою нацию и в ее работе давая кое-что полезное для человечества вообще. Для тех, кто понимает это содержание принципа национализма, совершенно ясно, что мы можем быть националистами лишь постольку, поскольку проникнуты знанием и духом своего исторического бытия, знанием и духом своего народа в его прошлом и настоящем, знанием и духом своих вековых учреждений и всего, что нашей нацией вырабатывалось. Вот только будучи таким образом русскими по духу и содержанию, мы способны национально создавать свое настоящее и свое будущее".

Как видим, в классическом русском понимании идея национализма выражается довольно точно, несмотря на кажущуюся общность формулировок. Быть националистом - значит быть самим собой, добрая фея.

И значит суть задачи, стоящей перед теми, кто считает себя лидерами и идеологами русского национализма - выявить те самые "племенные свойства" русской нации, ее культурные и духовные традиции, основные, принципиальные черты ее ментальности и мировосприятия. Русский становится националистом через осознание исторического опыта своей страны и того глубокого вселенского смысла, который в данном опыте сокрыт и зафиксирован. Наконец, русский националист - это тот, кто вместо собственного отвлеченного от реальной жизни кабинетного теоретизирования пытается понять свой народ, обратиться к нему лицом и увидеть, чего же он хочет на самом деле, как он хочет жить. Хочет ли он демократии, честных выборов, либеральных европейских ценностей, естественных прав человека... или в его сердце живет иная мечта, иное представление о смысле бытия, иные чаяния.

Сказанное не означает деление русских на какие-либо страты, отвечающие тем или иным признакам: вот этот соответствует нашей "духовной традиции", а этот не соответствует. Национализм - идеология, ставящая своей задачей именно что объединить нацию, сплотить ее, но не на пустых лозунгах а-ля "возьмемся за руки, друзья", а сплотить вокруг выработанной и осознанной национальной идеи, которую большинство населения безоговорочно примет в качестве вектора социального развития.

Естественно, Православие в этом перечне "племенных свойств" занимает ведущее место. И я более чем уверен (хотя бы исходя из своего опыта ведения дискуссий на заданную тему), что именно неприятие Православия как такового и вынуждает наших добрых фей и прочих известных персон, по недоразумению именующих себя русскими националистами, заниматься своей бессодержательной пропагандой: не будем ссориться, будем уважать друг друга, будем вести себя достойно... Тогда как всякая попытка заговорить о конкретике, о содержательной части русской национальной идеи вызывает явное отторжение, маскируемое под боязнь "раскола движения" по религиозному или иному признаку.
В итоге рождается некое уродство наподобие той же национал-демократии, напыщенной задачей которой объявляется защита русских, но самое понятие "русский" совершенно не раскрывается либо сводится к одной лишь (этнической, т.е. идейно нейтральной) характеристике.

А ведь все факты нашей жизни, нашего бытия как нации убедительно свидетельствуют о необходимости кардинального пересмотра подобной страусиной и потому бессодержательной позиции.

Независимо от чьих-либо симпатий и антипатий, но исторически так сложилось, что именно Православие сыграло роль духовного фундамента в деле национального и государственного строительства. Русские как нация и Россия (Русь) как государство сформировались под мощнейшим влиянием именно Православия и вызванного им к жизни мировоззрения. Даже сегодня, несмотря на предыдущие и нынешнюю эпохи безверия, атеизма, материализма и даже гонений, наша вера - это, пожалуй, едва ли не единственный фактор, позволяющий русским идентифицировать себя в качестве самостоятельной цивилизации. Не случайно появилось такое расхожее понятие как "православный атеист" - когда люди не воцерковленные стремятся, тем не менее, ассоциировать себя с тысячелетней(!) духовной традицией своего народа, понимая, что именно здесь, именно в ней сосредоточена та самая русская душа, являющаяся предметом неразгаданной загадки для всякого чужеземца, ставшая сердцевиной того культурного кода, который в принципе позволяет заводить разговор о какой-то нашей самобытности.

Но ничего этого не хочет замечать ни добрая фея русского национализма, ни иные деятели политического крыла движения.
"Русский национализм - это не православие..., а помощь русских друг другу, приоритет русских интересов". За все хорошее, против всего плохого. Вместо конкретного наполнения национальной идеи нам предлагают пустой бульон из лозунгов про дружбу, взаимовыручку, что там еще?
Русские, давайте дружить! Давайте. Только на основе чего дружить-то будем? Или хотя бы против кого/чего? Ведь если бы дружить было так просто, по одному только вашему призыву, мы бы уже давно дружили. Значит как раз и не хватает чего-то такого важного, сущностного, без которого стопорится всякая национальная работа, без чего национальное возрождение замерло, едва успев начаться.

"Русский национализм - это не православие". Не удивительно. Конечно же, не Православие, раз идеологом и лидером самой медийной партии "националистов" - НДП - является политикан с болотной площади, исповедующий зороастризм(!)
Православие для вас как кость в горле. Ведь Православие - это олицетворение тысячелетней традиции русской государственности. А в нашей истории, если вам верить, ничего хорошего нет, ибо это история большой тюрьмы народа, русского народа. История его эксплуатации и угнетения. Не случайно нац-демовский пес Храмов пиарит лекции про внутренний колониализм в Российской империи. Ясное дело, для европейских шавок тысяча лет русского развития и борьбы за выживание - это всего лишь Салтычиха. Салтычиха на фоне икон в паутине. И, понятное дело, спасительный путь из "темного царства" лишь один - на Запад, в культурную, просвещенную Европу. Так что с Православием шавкам не по пути. Благо что и Церковь борьбу с режимом не поддерживает, да и само "вероучение" с либеральными европейскими ценностями оказывается несовместимым. Фофудья одним словом. Тьфу.

Вот именно поэтому (и, я уверен, только поэтому) вместо русского национализма, вместо глубокой, проработанной национальной идеи нам и предлагают суррогат под лозунгом "давайте жить дружно и не ссориться, давайте быть вместе". Прям как в песне у Цоя:

Все говорят, что мы вместе.
Все говорят, но не многие знают в каком.

Нет, ребята. Так дело не пойдет.
Вы, конечно, можете и дальше маршировать своими жалкими колоннами по проспектам академика Сахарова, но нам с вами не по пути. У нас другой взгляд на страну.

А она нам нравится,
Спящая красавица,
К сволочи доверчива...

И вы же понимаете, что мы - это большинство. Признайтесь.




Tags: идеология, национал-демократия, национализм, русская национальная идея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments