arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Кризис русского общества, ч. II

Моя супруга заканчивает МАРХИ. Кто не знает, это главная кузница архитектурных кадров.
Среди преподавателей жены - очень крутой столичный дизайнер и архитектор, который поведал своим студентам такую новогоднюю историю.

Поздравляет он, значит, с праздниками своего голландского коллегу - женщину-архитектора. Голландия, чтоб вы понимали, - это мекка мировой архитектуры. Здесь одна из лучших архитектурных школ на планете Земля. И вот голландская женщина-архитектор рассказывает русскому преподу в ответ на поздравления, что в Голландии вообще нет работы для архитекторов. Там просто тупо перестали что-либо строить. Кризис, хуле.

Преподаватель (учитывая такие тенденции как вступление нашей страны в ВТО) сделал прогноз, что еще годик максимум - и вся Европа будет строить в России. А означает это две вещи:

1. Крах отечественного рынка архитектурных услуг. Потому что наши архитекторы в подметки не годятся иностранным (мнению жены в этом вопросе доверяю, безусловно).
2. Зато у нас будет красиво (и здесь с ней солидарен).

К сожалению, не могу быть уверенным в точности самого прогноза, но он мега-чудесен по содержанию. Градостроительство и вообще строительство и проектирование обязаны стать в России ведущими отраслями, способными рождать глобальные тренды и конкурировать на равных с лучшими архитектурными и дизайнерскими школами мира. Для достижения столь высокого уровня нашему окостеневшему и абсолютно неэффективному рынку соответствующих услуг необходима жесткая встряска и настоящая конкуренция. Вот оно страшное и ужасное ВТО - приход на российский рынок мировых компаний с соответствующими стандартами качества. Попробуйте выстроить успешный бизнес, когда рядом с вашей булочной продают не грязные беляши, а свежайшую выпечку по рецептам венских кофеен.

Но о ВТО позже. Давайте теперь на примере архитектуры поговорим, почему у нас, у русских, такой полный пипец в плане качества конечного продукта. С музыкой вроде разобрались, но как то странно. С одной стороны, все соглашаются с тем, что одна американская певица по своим профессиональным данным и дарованиям переплюнет всю нашу эстраду, однако, выводов из этого не делается. Точнее они делаются, но весьма своеобразные: это не мы! Это Пугачева! Это продюсеры! А у нас есть группа Мельница и Пелагея. И еще казачий хор.

А кто у нас есть в архитектуре? Заранее всех предупреждаю: Пугачева тут точно не при делах.

Вот сентябрьская заметка в "Коммерсанте" Григория Ревзина, главного российского архитектурного критика:

открыть материал ...
Роптать — не строить
// Колонка Григория Ревзина
Все идеи наших прославленных архитекторов — это середина 1990-х годов, с тех пор они не родили ничего нового и интересного. Ушел Лужков, с которым боролись все эти замечательные люди. Система меняется, казалось бы, давайте, сделайте что-нибудь. Нет, их всех потянуло в генералы
открыть материал…
Это совершенно гениальный текст. Блестящее описание болезни всего российского общества на примере отдельной его страты - узкого архитектурного сообщества. Не поленитесь, прочитайте:

Я всегда сочувствовал нашим замечательным архитекторам, мне всегда хотелось, чтобы они что-нибудь такое построили... Я лично, как и вся архитектурная пресса, все лужковское время называли их звездами. Мы придумали, что есть примерно 15 человек, которые у нас звезды, и в течение доброго десятка лет повторяли их имена, писали про них статьи, устраивали выставки, словом, всячески их продвигали.
Нам, следует признать честно, никто не поверил. Российское общество не знает своих архитекторов, не считает их национальным достоянием и не бережет... То есть никто не поверил, что они звезды, кроме них самих. Они несколько простодушно так себя теперь и аттестуют.

А в этот момент западная архитектура стала перестраиваться по законам шоу-бизнеса, и возник институт звезд (теперь она перестраивается в обратную сторону). Норман Фостер, Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Даниэль Либескинд, Фрэнк Гери, Заха Хадид и еще человек десять стали называться звездами, возникла индустрия звездных проектов, и все это работало как раз с помощью прессы. И мы решили, что Андрей Боков, Сергей Скуратов, Борис Левянт, Михаил Хазанов, Александр Скокан и еще десяток человек - это наши звезды, не хуже западных.

Было, однако, отличие. Дело в том, что западные звезды как подорванные участвовали в конкурсах. Они их все время выигрывали. То есть они их на самом деле все время проигрывали, они делали по 30 конкурсных проектов в год, выигрывал каждый десятый, но три звездных проекта в год — это много, и они все время были на слуху.

Наши ни в каких конкурсах не участвовали, потому что конкурсов не было.
Они просто были звездами, потому что нам надо было объяснить, почему они хорошие. И у нас при Лужкове было две архитектуры - чиновничья и звездная. Одну мы ругали, другую возносили до небес. Не то чтобы было вовсе не за что. Это действительно хорошие архитекторы. Но знаете, это ведь не только в учебниках пишут, что конкуренция - инструмент, который заставляет людей развиваться. Западные звезды выдавали новые идеи, писали манифесты, читали лекции, делали потрясающие выставки, выпускали монографии, преподавали, словом, вертелись как могли. Наши звезды ничего такого не делали.

Я недавно перечитывал свои статьи 15-летней давности о своих друзьях и знакомых и с ужасом понял, что мне нечего к ним добавить. Все идеи наших прославленных архитекторов - это середина 1990-х годов, с тех пор они не родили ничего нового и интересного, они просто повторяли себя, причем нельзя сказать, чтобы с большим успехом. И я должен честно сказать - они, конечно, звезды, но не на небе, а в московском планетарии, который они перестроили не самым выдающимся образом.

Их деятельность, несомненно, была более или менее героической. На фоне чиновничьей лужковской архитектуры они делали проекты и даже строили дома, соответствующие современному европейскому уровню, и для Москвы это был прорыв. Но надо понимать - это был именно средний европейский уровень. В Германии или Франции, Италии или Голландии, да ладно, в Польше или Латвии архитекторов такого уровня не 15 и даже не 1500, а 15 тысяч. И это из 15 тысяч получается 15 звезд путем бесконечных конкурсов. А у нас как было 15 человек, так и осталось, и расти им было некуда и не за чем.

...Если считать по гамбургскому счету, то это провал.
У нас было 15 лет строительного бума, безумное количество денег и задача реконструкции Москвы, более масштабная, чем реконструкция Берлина после объединения Германий, Барселоны, Лондона, которые произошли одновременно с нами. Москва могла стать центром мировой архитектуры - и не стала. Мы не можем предъявить ни одного здания, которое выходило бы за пределы местной достопримечательности, и то это достопримечательности, которых никто не знает.


Ну что скажете, господа? Почему такой грандиозный провал при столь блестящих внешних условиях? Может быть внутри что-то не так? И ведь "внутри" - это не Лужков, а само архитектурное сообщество. Как видим, Ревзин критикует не придворных проектировщиков, а именно "частный сектор".

Да и что Лужков? Вы думаете, что-то изменилось с его ухода? Не-а. Ни хрена не изменилось. Все то же самое: аморфность, инфантильность, безынициативность, непрактичность, неработоспособность, не нацеленность на результат, лень и желание халявы, славы, много-много бабла... Прям себя узнаю. И много кого из числа своих друзей-знакомых. Едва ли не подавляющее большинство.

С момента назначения нового главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова прошло три недели. Все это время мне звонили друзья и знакомые и предлагали сначала осудить это назначение, поскольку не было конкурса, а потом, раз уж назначили, написать, что нужно создать градостроительный совет с их участием и они бы все решали, а главный архитектор был бы чиновником, который эти решения проводил в жизнь. И даже возникла такая гениальная идея, чтобы создать институт "магистральных" архитекторов, которые курировали бы тот или иной район Москвы, отвечали за его состояние, из них бы как раз и состоял этот совет старейшин, возможно, с добавлением еще кого-нибудь. Сейчас такая ситуация, объясняли мне, что у наших наиболее замечательных архитекторов практически нет заказов и было бы правильным использовать их силы на благо города.

...Ушел Лужков, с которым боролись все эти замечательные люди. Система архитектурного управления городом продержалась еще два года, теперь она меняется. Казалось бы, давайте, сделайте что-нибудь. Нет, их всех потянуло в генералы. Нет, ну правда, они были звезды, а еще были чиновники, чиновников теперь сняли, хочется занять их места. Эй, опомнитесь! Что вы делаете?

Вы просидели три года кризиса и не родили ничего. Я понимаю, пока был строительный бум, было не до идей, надо было деньги зарабатывать, но вам уже три года нечего делать. Хотя бы какая-нибудь идея новая, исследование, может быть, замысел какой-нибудь, знаете, манифест. Ну хоть МАРХИ бы реформировали, что ли. Нет, у нас за все про все есть только институт Стрелка, который живет иждивением господ Мамута и Адоньева, и там один русский архитектор - Юра Григорян. А все остальные сидят и ждут, когда уже придет курьер с высочайшим повелением о назначении их на должность. И даже какое-то нетерпение наметилось, и просят через прессу поторопить начальство, что, дескать, как-то они заждались уже, пожалуй.


Ответьте мне, кто в этом виноват?
Это всё Путин/Лужков/Ельцин/Сталин "выстроили систему", да? И достаточно их всех убрать, принять новый закон, немножко пудрой присыпать и будет конфетка, так?
А вот главный архитектурный критик России считает иначе:

Вот тут у нас был случай, что Дмитрий Медведев взял и расширил Москву. Профессиональная общественность извелась филиппиками, что он ее расширил не туда, не так, непродуманно, непрофессионально и бессмысленно. Что никто из профессионалов на эту тему не думал. О`кей, я согласен, не думал. Вопрос - а почему ж? Вот вы три года сидели, вам нечего было делать, вы у нас звезды, елки-палки, ну создали бы какой-то план, что делать с Москвой! Ну правда, так часто в мире бывает, что звезды что-то такое делают, а не просто светят. А потом этот звездный продукт подхватывают партии, президенты или чего в какой стране есть. Если вы создадите мечту, то президент и будет ее мечтать, а если нет, он будет мечтать самостоятельно какую-нибудь глупость.
Вы не создали. Вы сидели и ждали, пока вам это закажут, попросту говоря, ждали денег и обиделись, когда не заказали. Так это не борьба за профессионализм решений, а борьба за бабки.


Мне ооооочень интересно, что вы думаете на сей счет.
Почему Алишка Киз поет лучше всей российской эстрады мы уже выяснили - потому что монополизм Аллы Пугачевой и прочих подлых продюсеров. Мне, правда, это напоминает объяснения Навального про любую беду в России - путинская банда, но пусть будет по вашему. Пусть будет во всем виновата сраная Пугачиха (сраная - это я ее такой считаю, при всем уважении к ее доисторическому творчеству).

А что вы скажете в случае с нашей архитектурой, которая имея ВСЕ УСЛОВИЯ для того, чтобы совершить колоссальный, мировой просто рывок и стать мировым лидером, оказалась в загнивающем болотце. Фактически в том же положении, что и наша музыкальная индустрия. Что за подлые "продюсеры" виноваты в данном случае?

И это, братцы... Я еще не закончил. Архитектура и музыка - это только начало:)

Tags: Мы и Запад, Россия, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments