arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Денационализация

Теперь все привыкли бранить русский народ, пришедший в какое-то безумное состояние, - и оно действительно жалко и безобразно. Но нужно же вникнуть в душу русского человека и понять, как развращают его новые условия.

Он до сих пор воображал себя господином России, а оказался ниже всех. Он верил в мудрость прадедов, верил, что гений русский создал возвышеннейшее в мире политическое построение. Оказалось, что все это один самообман. Он воображал, что государство обязано хранить господство этических начал... Но все это отброшено теми, кому он привык верить. Русский народ слышит насмешки инородцев над глупостью его самого, его предков, над ничтожностью его веры и того, что он считал своими идеалами. И он видит, что хулители правы: по крайней мере, все его идеалы бессильны защищать себя, падают, как бездушные идолы, под ударами всех смелых разрушителей.

Незыблемые основы, на которые он так надеялся, бессильно очистили место совершенно противоположным, а его самого, русский народ, при этом страшном перевороте даже и не спросили, хочет ли он жить по-новому.

Нужно вникнуть в подавляющую логику таких ощущений. Мыслимо ли, чтобы народ не пал духом? Ведь он потерял веру в самого себя, во все, чему верил; он ничего не понимает из творящегося вокруг него. Потеря же веры в себя - это отчаяние, это начало оподления, которое так поражает теперь в несчастном русском народе. Что ни прикажи ему пригрозивши - он покоряется; его грабят - он покоряется, посылают на грабеж - идет... Это состояние - прямая потеря своей души. Но, признав себя, свою Родину, свою историю нелепой ничтожностью, как же и не стать ничтожностью, а сознав себя ничтожностью, можно ли не опускаться в бездну порока и преступлений?

**************************

Это Лев Тихомиров.
Написано в 1907 году ("О недостатках Конституции 1906 года"). Поразительно актуально для нашего времени. Каждая буква, каждая запятая - словно про обвал русского общества в треклятые 90-е.

Потому я и считаю, что для интересующегося социально-политической тематикой гражданина нет ничего разумнее и правильнее, чем чтение классиков отечественной философии и публицистики. Во-первых, они действительно классики - сегодня днем с огнем не сыщешь людей с такой глубиной, с таким масштабом мысли. А, во-вторых, они донельзя актуальны. Все те проблемы, которым были посвящены многочисленные дискуссии XIX столетия, - они и сейчас стоят перед страной и обществом. В подобной ситуации грех не знать своего прошлого, не интересоваться тем, как выдающиеся русские умы пытались преодолеть изъяны государственной и общественной жизни, с которыми мы и теперь не знаем, как справиться.

И еще очень важное. Обратите внимание вот на какое обстоятельство: Тихомиров, казалось бы, пишет в эпоху самодержавной монархии. В ту эпоху, которая многим представляется периодом незыблемого господства патриархальных устоев русской жизни: Царь, Церковь, Традиции, и всё в таком духе... На самом деле все это далеко не так, совсем не так. 1907 год. Вроде бы еще ничего не предвещает ужасов Ипатьевского дома, а прозорливый русский ум уже видит повсеместное падение национальных начал в жизни государства и народа.

Именно денационализацию общественной и государственной жизни Тихомиров (и все прочие подлинные русские гении) видели в качестве основной причины кризиса. Денационализация. Отказ от собственных принципов и идей. От самих основ русской жизни.

И сегодня мы вновь видим, как Россию настойчиво пытаются затащить в дебри чужеродных социальных теорий и конструкций (причем делают это даже под вывеской "русского национализма"! оцените это издевательство над здравым смыслом!), которые абсолютно противоречат нам по духу, на уровне даже нашей ментальности, не говоря уже о традициях государственных, об обычаях нашего социального общежития.

Только та нация, которая способна жить своим умом, своим духом, своей традицией может представлять хоть какую-то историческую ценность для всего человечества. Только такая нация способна стать равноправным участником общечеловеческого творчества и давать миру нечто свое, а не превращаться в бесплодного копировальщика чужого жизненного опыта.


"Истинное средство спасения России состоит в том, чтобы вызвать в стране национальное возрождение.
Что национальной России нужно сбросить иго множества захвативших ее узурпаций - это само собою разумеется, как и то, что национальная Россия должна стать владычицей своей страны и своих учреждений. Но для этого нужен не только порыв национального чувства, а также заговоривший национальный разум. Настоящее дело всех русских всех возрастов сознательной жизни и состоит в том, чтобы вызвать это национальное возрождение. Не простая судорожная схватка слепого циклопа поможет нам, не простая реакция, не какая-либо "реставрация", а национальное воскресение, возрождение, то есть решимость уничтожить и сбросить с себя все лженациональные наросты и начать жить и устраиваться на основании живого приложения своих национальных принципов, которыми Россия жила до времен своей денационализации. Это не реакция, не реставрация, а восстановление связи нашей жизни с нашей собственной душой и нашим собственным историческим существованием".

Это тоже Лев Тихомиров. И тоже, кстати, 1907 год.

Tags: Тихомиров, идеология, русская национальная идея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments