arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Нам есть чему поучиться у Запада

В 1922 г. в Соединенных Штатах Америки была учреждена Ассоциация кинопродюсеров и оптовых прокатчиков, президент которой обладал в Голливуде неограниченной экономической и организационной властью. Этот пост занял Уилл Хейс, политический деятель (республиканец), ранее не имевший никакого отношения к кинематографу.



Я не в курсе, что за фрукт был этот Хейс и какими соображениями в своей деятельности он руководствовался, но его след в истории Голливуда вызывает у меня искреннюю симпатию - в 1930 году Ассоциация производителей кинофильмов и Ассоциация производителей и прокатчиков кинофильмов подготовила и официально утвердила Кодекс производства звуковых и немых кинофильмов (т.н. «Кодекс Хейса»). Относительно его обязательности для кинобизнеса сказать можно следующее: снимать фильмы "не по Кодексу" хоть и не запрещалось в административном порядке, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат.

Настоятельно рекомендую ознакомиться с содержанием этого замечательного документа.
Лично я был приятно удивлен донельзя.

******************************

Общие принципы

1. Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории. Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха.

2. Представлению подлежит только правильный образ жизни, с учётом требований законов драматического и развлекательного искусства.

3. Недопустимо ставить под сомнение естественные и человеческие законы, а также вызывать сочувствие к фактам нарушения таких законов.>

Конкретные области применения

I. Противоправные действия

Эти действия никогда не должны быть представлены таким образом, чтобы вызывать сочувствие к преступнику, выступающему против закона и правосудия, а также вызывать желания повторять такие преступления.

1. Убийство:

A. Способы убийства должны представляться таким образом, чтобы не вызывать желания их повторять.
B. Жестокие убийства не должны быть представлены в подробностях.
C. Акты мести в современном обществе не подлежат оправданию.

2. Способы совершения преступлений не должны быть представлены явным образом:

A. Кражи, грабёж, взлом сейфов, взрывы поездов, зданий и т. п. не должны изображаться в подробностях.
B. К поджогам должны применяться такие же ограничения.
C. Использование огнестрельного оружия должно быть максимально ограничено.
D. Недопустимо изображение способов осуществления контрабанды.

3. Незаконный оборот наркотиков не должен быть представлен в кинофильмах.

4. Не оправданное сюжетными соображениями или характером персонажей употребление алкогольных напитков в США не подлежит изображению.

II. Отношения полов

Необходимо всячески поддерживать священный институт брака и семейные ценности. Из содержания кинофильмов не должно следовать, что низменные формы половых отношений являются приемлемыми.

1. Хотя супружеская измена и может в определённых случаях быть необходимым элементом сюжета кинофильма, она не подлежит явному изображению, моральному оправданию и не должна быть представлена в благоприятном свете.

2. Сцены страстной любви:

A. Такие сцены не должны быть представлены в кинофильмах, за исключением случаев, когда они абсолютно необходимы для сюжета.
B. Продолжительные и страстные поцелуи, страстные объятия, непристойные позы и жесты не подлежат изображению.
C. В целом, сцены страстной любви не должны представляться таким образом, чтобы вызывать в зрителях низменные чувства.

3. Соблазнение и сексуальное насилие:

A. Такие мотивы должны изображаться исключительно в форме намёков и только в случае их абсолютной необходимости для сюжета и никогда не должны быть представлены в явной форме.
B. Такие мотивы ни при каких условиях не являются приемлемой темой для комедий.

4. Сексуальные извращения и любые намёки на них запрещаются.

5. Рабство представителей белой расы не подлежит изображению.

6. Расовое смешение (половые отношения между представителями белой и чёрной расы) запрещается.

7. Половая гигиена и венерические заболевания не должны являться темой для кинофильмов.

8. Сцены деторождения не должны изображаться ни в явной, ни в косвенной форме.

9. Показ половых органов детей категорически запрещается.

III. Вульгарность

Трактовка низменных, вызывающих отвращение, неприятных, хотя и не обязательно по сути злых, предметов и мотивов должна всегда быть основана на принципах хорошего вкуса и уважения к чувствам аудитории.

IV. Непристойность

Непристойные высказывания, жесты, цитаты, песни, анекдоты (даже в виде намёков, которые могут быть поняты только частью аудитории) запрещаются.

V. Кощунство и богохульство

Явное кощунство и богохульство (включая упоминания Бога, Господа, Иисуса Христа, кроме подобающих случаев, употребление слов и выражений «дьявол», «сукин сын», «чёрт», «О Боже!»), а также употребление иных кощунственных или вульгарных слов и выражений запрещается.

VI. Костюмы

1. Полное обнажение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это относится как к непосредственному изображению обнажённого тела, так и к изображению силуэтов обнажённых тел, а также к развратным и безнравственным замечаниям по поводу такого изображения, сделанным другими персонажами кинофильма.

2. Сцен раздевания необходимо всячески избегать и использовать их только в случае крайней необходимости для сюжета.

3. Непристойное и неподобающее обнажение запрещается.

4. Танцы или костюмы, предполагающие неподобающее обнажение или непристойные движения, запрещаются.

VII. Танцы

1. Танцы, изображающие сексуальные действия или намекающие на таковые, а также непристойное выражение страсти, запрещаются.

2. Танцы, при которых подчёркиваются непристойные движения, признаются морально недопустимыми.

VIII. Религия

1. Кинофильмы или эпизоды кинофильмов не должны высмеивать религиозную веру.

2. Священнослужители, выступающие в качестве таковых, не должны выступать в качестве комических или отрицательных персонажей.

3. Ритуалы любых религий должны изображаться со всей возможной точностью и уважением.

IX. Места съёмок

При изображении спален необходимо руководствоваться соображениями хорошего вкуса и такта.

X. Национальное достоинство

1. Необходимо неизменно соблюдать уважение к Флагу США.

2. Необходимо справедливо изображать историю, органы власти, выдающихся людей и всех граждан других стран.

XI. Титры и названия

Запрещается использование провокационных, непристойных или безнравственных названий кинофильмов.

XII. Предметы, вызывающие отвращение

Следующие предметы должно сообразовывать с принципами хорошего вкуса:

1. Казни через повешение или казни на электрическом стуле, применяемые в качестве наказаний за преступления.

2. Жестокие методы допроса.

3. Сцены жестокости.

4. Клеймление людей или животных.

5. Явная жестокость по отношению к детям или животным.

6. Торговля женщинами или женщины, торгующие своей честью.

7. Хирургические операции.

******************************

Далее идут обоснование положений, составляющих преамбулу Кодекса, обоснование основных принципов Кодекса и пояснения к конкретному применению положений Кодекса. Не менее поучительно и показательно. Прочитать можно здесь.

Вот, например, несколько цитат:

"Часто провозглашается, что искусство само по себе находится вне морали и не может быть ни хорошим, ни плохим. Это так в отношении самого предмета, которым является музыка, живопись, поэзия и т. д. Однако этот предмет является продуктом деятельности чьего-то ума, а намерения этого ума во время создания данного предмета были либо нравственными, либо безнравственными. Кроме того, данный предмет оказывает определенное воздействие на тех, кто с ним сталкивается. И в случае с намерением автора продукта и в случае с явным воздействием этого продукта, он приобретает глубокую моральную значимость и очевидные моральные качества".

"...важно не сформировать у зрителей, особенно юных и впечатлительных, привычки к самой идее или факту преступления. Люди могут привыкнуть даже к убийствам, жестокости, зверству и отвратительным преступлениям, если они повторяются слишком часто".

"Сочувствие к человеку, совершающему греховное деяние, - это не то же самое, что сочувствие к греху или преступлению, в котором такой человек виновен. Мы можем с жалостью относиться к бедственному положению убийцы и даже понимать причины, приведшие его к преступлению, но мы не должны испытывать сочувствия к совершенному им злодеянию. Изображение зла нередко является необходимым в литературе и драматургии. Само по себе это не является недостатком, при условии что:

а) зло не представляется привлекательным. Даже если далее в кинофильме зло оказывается разоблаченным или наказанным, оно никогда не должно изображаться в позитивном свете, вынуждающем зрителя сочувствовать или оправдывать его настолько сильно, что последующее разоблачение будет вскоре забыто, а в памяти аудитории останется только явная прелесть греха.

в) таким образом, на протяжении всего фильма аудитория должна чётко понимать, что зло - это плохо, а добро - хорошо".



Готов подписаться практически под каждым словом Кодекса Хейса.
Не случайно, русский националист и монархист Лев Тихомиров сто с лишним лет назад считал США великой демократической державой, созданной христианским государственным гением (при этом иным великим проявлением оного мыслитель считал русскую монархию).

В ноябре 2011 года Владимир Путин на встрече с отечественными кинематографистами уже предлагал взять на вооружение американский опыт. Кинематографисты, понятное дело, буйными головушками покивали и пошли дальше заниматься своими грязными делами. Совершенно очевидно, что без государства, без политической воли власть предержащих в этом вопросе никак. А отвечает за данное направление, если я ничего не путаю, министр культуры.

Сдается мне, пора бы уже Владимиру Мединскому стать очередным героем медийной сферы, принимая на себя удары либеральной и всей прочей неполживой общественности. Удовольствие это, конечно, сомнительное, но кто сказал, что будет легко?


P.S.
В 60-е годы прошлого столетия киностудии отказались от соблюдения запретов "устаревшего" Кодекса, и в 1967 году он был упразднен. В жизни Америки и всего западного мира начиналась качественно новая эпоха, основанная на прямо противоположных принципах.



Tags: власть, идеология, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments