arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Нужна ли нам реформа?

На глаза попалась небольшая статья Тихомирова "Нужна ли нам реформа", написанная в далеком 1909 году.

Почему я люблю классиков нашей национальной мысли?
Вообще, что такое классика? Это то, что вечно. То, что будет актуальным, модным и талантливым даже столетия спустя. Вот также и с нашим интеллектуальным классическим наследием. Оно создано талантливыми и умнейшими людьми, благодаря своему национальному чутью сумевшими удивительно глубоко выразить русскую идею во всех ее проявлениях, во всей ее внутренней красоте и величии. И как всякая иная классика наследие Достоевского, Соловьева, Тихомирова, Победоносцева, Ильина, Леонтьева, Данилевского еще и актуально. Порой читаешь статью, написанную лет 100-150 назад, и думаешь: пару фамилий по тексту заменить, добавить название современной партии и как будто про наше время написано.

Посмотрите какие проблемы, стоящие перед страной в начале прошлого века, отмечал наш классик, идеолог самодержавной православной России. Сравните это с нынешним положением и попробуйте найти значительную разницу.
____________________

1. Заселение пустующих территорий.
"В материальном отношении требуется прочное закрепление за русским народом территории Империи путем заселения огромных окраинных пространств, теперь своей пустынностью обреченных стать легкою добычей военного и экономического захвата чужеземцев..."

2. Повсеместное обеспечение коренного населения землей.
"Но наряду с этим стоит обеспечение землей крестьянство и на старых местах жительства, вообще по всему пространству Империи..."

3. Свобода от иностранного капитала.
"Но и достигнув всего этого, мы бы еще не спасли своего населения от бедности, если бы не достигли освобождения своего труда от порабощения иностранным капиталом, по возможности осуществив тот принцип экономической политики, который требует, чтобы природные богатства страны оставались в распоряжении ее собственного труда и капитала. Ввиду нашей бедности, ввиду невозможности обойтись без иностранного капитала, задача получить его и в то же время не пойти к нему в кабалу очень сложна".

4. Создание крепкой социальной организации общества, обеспечивающей защиту интересов простого люда.
"Труд, даже поставленный на большую высоту, не обеспечит прочно трудящегося, если в народе расстроена социальная организация, те первичные общественные ячейки, в которых живет человек. Восстановление "разрушенных храмин" социальной организации должно теперь войти в программу нашей работы. Особенно это видно наглядно на труде промышленном. Заботясь о сельском населении, необходимо ублагоустроить и промышленного рабочего, ныне живущего нестройными толпами, столь податливыми на проповедь революционеров-социалистов. Промышленный рабочий класс должен сложиться в свойственные ему общественные организации, в которых должно осуществлять все, что способствует высоте заработка и наиболее бережливой жизни: как различные учреждения сбережений, потребительной кооперации, страховки и т.д."

5. Борьба за нравственность.
"Рядом с внешними [полицейскими] мерами охраны порядка наша политика должна стремиться к воскрешению народной нравственности. Необходимо, чтобы в деморализованной нации снова зародился потухший ныне ужас перед преступлением и отвращение к нему. Энергическая борьба с преступностью и развращенностью должна стать систематической задачей нации и правительства, а для этого нам нужно очиститься от той рыхлой псевдогуманности, которая в действительности есть вовсе не гуманность, а простое безразличие к добру и злу. Только по этому безразличию у нас уже не чувствуют негодования при виде извращения человеческой природы, не чувствуют живой потребности защитить добро истребительной войной против зла. Задачей времени должна стать та непримиримая борьба против наглого преступления, какой некогда Наполеон I заслужил всю свою популярность в признательной французской нации. Необходимо привести администрацию и суд к действительному исполнению долга - служить укреплению народной нравственности. Необходимы законы, которые дали бы возможность поставить борьбу на всю высоту энергии. Необходимо, наконец, дать действие церковному влиянию, создающему самую основу нравственности народа, а для этого должно не унижать Церковь, не отнимать у нее прав, не преграждать ей путь в народ, не отдавать ее на расхищение врагам, а, наоборот, дать ей все необходимые способы для авторитетного воздействия на общество и народ".

6. Установление информационной цензуры.
"Но и это не исчерпывает задач возрождения народной нравственности. Укажем на необходимость выработать наконец разумное отношение к печати. В настоящее время принцип свободы слова у нас превращается в принцип пассивности перед развратом и преступлением. Если закон о печатном слове не изменится, не заменится разумным уважением к свободе мысли, а не к невежеству, глупости и развращенности, то никаким способом мы не достигнем благоустройства национальной жизни. Стоит вспомнить, что беспринципность нашей "свободы слова" приводит к тому, что печать, в сущности, живет вне закона и обуздывается совершенно произвольно, мерами исключительного положения. Свобода разврата и преступления приводит к тому, что в действительности не оказывается и самой свободы слова".

7. Повышение качества общедоступного образования.
"Мы строим школы, мы их размножаем и воображаем, будто бы этим можно приобрести знания, хотя бы и учителя были невежды и воспитанники ничего не делали. Была бы вывеска, были бы цифры, значилось бы только, что у нас "всеобщее обучение" и десятки университетов. Но с таким пониманием образовательных задач можно распространять только невежество. Нам предстоит достигнуть того, чтобы был положен принцип качества труда, достижения знания. Количество школ очень важно, но под непременным условием, чтобы это были не просто здания и вывески, а такие места, в которых бы учились и действительно усваивали знания. Самоуверенные полузнайки не годятся ни для разумного социального строя, ни для умной государственной политики, ни для технического труда, не годятся ни для чего, кроме смут и революций".

8. Укрепление международного влияния и усиление военной мощи.
"Но мало нам и одной внутренней работы, ибо с ней неразрывна внешняя политика, жизнь мировая. Для задач внутреннего развития... нужна международная сила страны, а стало быть, и сила военная".
______________________

После конституционной реформы 1906 года, ограничившей самодержавную власть Царя, Тихомиров активно критиковал новый государственный строй и видел в его антинациональном характере серьезную угрозу для страны в будущем. Тогда как правильная, соответствующая народному духу организация государственной власти по его мнению была необходимым условием для развития государства и его процветания.

"Не ясно ли, что огромное национальное дело кроме напряжения всех сил народа требует силы и мудрости государственной организации, и вопрос об учреждениях подымается во весь рост. Таковы ли они теперь, чтобы обеспечить энергическую и разумную работу нации? Нам надоело перестраивать учреждения, мы разочаровались в своей способности поставить их хорошо... Но что же делать, если без них нельзя успешно вести национальную работу? Устали мы или нет, надоела ли нам мысль о реформе - а приходится подумать и потрудиться устроить учреждения так, чтобы при них можно было энергически работать. Иначе мы ничего не достигнем. Приходится понять, что реформа нам все еще нужна".

Сегодня эта проблема особенно остро встает перед страной - проблема эффективности государственного управления.
Пора честно и открыто признать: положение наше здесь весьма плачевное, ибо нынешняя система власти не обеспечивает в должной мере даже национального суверенитета. Со всей очевидностью встает вопрос о дуализме государственной власти, о формировании двух ее центров - вокруг Президента с его Администрацией и вокруг Правительства с его могучим исполнительным аппаратом.

Пора устранять этот губительный для России дуализм. Устранять на конституционном уровне, а не меняя персональный состав тех или иных органов. У нас просто нет времени и дальше смотреть на разборки между Сечиным и Дворковичем. Стране нужна единая и неделимая власть, действующая в строго национальных интересах. Кстати, именно этого и требовал от государства в своих работах Лев Тихомиров - выстраивания такой конструкции, которая бы соответствовала не духу времени, не теоретическим и идеологическим предпочтениям прогрессивного мирового сообщества, а сугубо интересам русского народа, его историческому типу и характеру.
______________________

"Таким образом, все задачи, на которые должна быть направлена наша работа, цепляются одна за другую: все должно расти во взаимной связи и планомерно, каждая достигнутая ступень успеха в одной отрасли делает возможным успех в другой и захирение каждой отражается захирением других... Все в жизни народа переплетено вместе. Без силы военной немыслимо богатство, а без богатства не создашь военной силы. Но и богатство, и внешняя грозная военная сила бесплодны без силы духовной, умственной, нравственной. Без этого будут и армии разбиты, и флоты потонут, и крепости сдадутся... Возрождение страны может идти только совместно по всем отраслям, и притом достаточно быстро. Не успеть вовремя встать на ноги - это практически было бы все равно, что и не пытаться встать, ибо тот, кто опоздает развить силы для достойного мирового существования, не получит на пиру преуспевших даже и обглоданных костей".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments