arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Об Андрее Кураеве и ревнителях благочестия

В последнее время с прискорбием для себя отмечаю волну праведного гнева по адресу протодьякона Андрея Кураева, которого стало модным зачислять во враги православной веры, православного русского народа и вообще Великой России.

Дескать, разочаровались мы, патриоты рассейские, в отце протодьяконе, наконец-то раскрывшем свою истинную, "оранжевую", сущность.
Продался лукавый революционерам, либералам, оппозиционерам, экуменистам, церковным модернистам и прочим сатанистам.
Цена сделки не разглашается, но сам ее факт сомнений у "ревнителей" не вызывает.

Особо удручает то обстоятельство, что критика идет именно что из пределов церковной ограды.
Ладно бы Кураева чихвостила Бакушинская или еще какой-нибудь Познер. Так нет же. Ругают свои. Ругают патриоты-государственники.

Петь оды моему любимому миссионеру, который хоть и не привел меня в Церковь (спасибо бабушкам), но открыл удивительный мир христианской традиции и философии, я не собираюсь.
Меньше всего о. Андрей нуждается в моих адвокатских услугах. Если б все его критики сделали для Церкви хотя бы 1/10 того, что сделал для нее он, я бы может еще прислушался к их мнению, а так...

Поэтому хочу лишь объяснить некоторым горячим головам (сохранившим еще способность к свободному самостоятельному размышлению, а таких, увы, весьма мало и в "охранительском" лагере) в чем причина их деланного неприятия "либерального батюшки", готового накормить блинами всякого кощунника и самого Люцифера.

Во-первых, о. Андрей - блестящий знаток христианства, богослов для наших дней, прямо скажем, выдающийся.
Опять же, если бы в ересях и расколах его обвинял Патриарх или профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов - разговор был бы уместен и я бы сейчас молчал. Но судьи-то кто? Начитавшиеся на бородатых сайтах вырванных цитат из Иоанна Златоуста про то как надо богохульникам по ланитам стучать?
Друзья, ваша ревность может и заслуживает некоторого уважения, да вот только к Серафиму Саровскому она имеет самое косвенное отношение. А раз так - идите-ка вы лесом. И идите тихо, с миром. Не пугайте людей своими богословскими экспериментами. Пусть выразителем Православия остается преподобный Серафим, ладно?

Во-вторых, все же надо понимать, что о. Андрей несет свою миссию не бородатым хоругвеносцам в черных сапогах с нагайками за поясом.
Рассказ Кураева о Христе и Церкви адресован совершенно иной части русского общества - той, которая не считает инициативы отца Чаплина чем-то интересным и разумным.
Это не значит, что Кураев должен изменять (и тем более уже изменил) своим христианским принципам и убеждениям в угоду секуляризованной части общества, подстраиваясь под его умонастроения. Это всего лишь значит, что о.Андрей не собирается принимать образ городских сумасшедших, обливающих сторонников пусси райот святой водичкой. И слава Богу.
Я хочу проповеди Православия, а не ПГМ-акций.

В-третьих, о. Андрей не "спасает Россию и Православие" от врагов. Он просто рассказывает о Христе.
Как-то мой френд friend долго и упорно пытался мне доказать, что Кураев "сыграл на стороне оранжевых", когда раскритиковал Шевченко, Дугина и прочих участников антиоппозиционного митинга на Поклонке.
Дорогие мои. Да плевать хотел Кураев на все ваши антиоппозиционные митинги. И на оппозиционные тоже. И мне, кстати, тоже плевать. Достали вы уже со своими митингами и разоблачениями друг дружки в интернетах.

Не буду скрывать, я сам еще тот псих и черносотенец. Дали бы мне волю, я бы, наверняка, в какие-то эмоциональные моменты своей жизни Надюшку Толокно сжег бы на Лобном месте. Просто взял бы и сжог. Но именно поэтому Боженька такой воли мне не дает. И правильно.
Я не хочу, чтобы моя Церковь и христианство ассоциировалось у кого-то с Дугиным, с Шевченко, с Прохановым и с моими аутодафе на Лобном месте. Быть православным - это отнюдь не значит бороться с пятой колонной.
Я хочу, чтобы мое христианство оставалось таким же, каким оно было во времена апостолов.

Расскажу вам известную историю, которая произошла 2 тысячелетия назад.

То было время, когда одна могучая Империя распростерлась буквально по всей Ойкумене, подчинив себе многочисленные народы, страны и города. Великолепная отлаженная государственная махина, со своими законами, чиновниками, армиями, традициями. С устоявшимися религиозными и философскими представлениями о мире и человеке.
Настоящая всемирная Империя.

Но вот однажды, где-то в глухом имперском захолустье, на самом ее отшибе, что-то случилось.
И по знаменитым до сих пор имперским дорогам пошли в разные стороны полуграмотные и необразованные рыбаки. У которых не было ни денег, ни влияния в СМИ, ни поддержки Госдепа, ни пятой колонны в Сенате.
Скорее наоборот. Очень скоро проповедников новой веры невзлюбили и начали периодически устраивать для них жесточайшие гонения. Достаточно было просто сказать: "я - христианин", чтобы отправиться на ужин ко львам или превратиться в живой факел в саду Нерона.

Но самое удивительное в этой истории то, что лишенные всяческого намека на земное могущество и внешнюю силу, гонимые и ни разу не авторитетные проповедники нового учения совершили революцию, перед которой меркнут все последующие социальные перевороты на Земле.

Эти нищие необразованные рыбаки изменили мир.
Без СМИ, без денег, без армии, без спецслужб, без призывов к отмщению и расправам над богохульниками.
Взяли и изменили. Раз и навсегда.
Мы, кстати, живем с вами в мире, который для нас создали те самые рыбаки.

Так что, друзья мои, заканчивая свою писанину, хочу сказать вот что.
При всей своей дикости и кровожадности, при всем своем оголтелом охранительстве, плевать я хотел на то, что кто-то там думает о моем христианстве и Кураеве.

Христос бесконечно выше и важнее всех ваших митингов, всех ваших ВТО и твиттеров, всех навальных и путиных, всех кургинянов и шевченко.
Не пытайтесь Христа сделать своим союзником. Единственное, что вы можете - это самим стать Его союзниками.

P.S.
И совсем уж напоследок.
Кураев, конечно, не святой и ошибаться может также как и я, например.
Только в отличие от меня (и от вас, "ревнителей") он в разы умнеебольше "в теме" и, как ни крути, - говорящая голова Церкви (одна из).
Поэтому если считаете себя правомочными устраивать внутрицерковные разборки, то для начала научитесь следовать евангельским правилам о таких разборках. А лучше просто помолчите и предоставьте дело "профессионалам".

Вот, например, c Кураевым дискутирует о. Всеволод Чаплин. Мой ум и мое сердце на стороне Кураева в данном случае, но я молчу. Они одно дело делают. С разных концов просто заходят.

"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments