arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Куда летит наш паровоз?

Вы не поверите, но я опять про Якунина. Так уж получилось, что авторитетная газета "Ведомости" изящно подключилась в информационную войну, которая последние пару месяцев активно ведется вокруг одиозного главы РЖД, и вот ранее неизвестный мне аналитик Кирилл Харатьян написал небольшую, но весьма своеобразную заметку, посвященную амбициозным планам российской монополии. Мимо такого не пройдешь.

На определенные мысли наводит уже первое предложение, где автор делится своими впечатлениями о сходстве Якунина и президента "Роснефти" Игоря Сечина. Лично я, признаться, особого сходства в их бизнес-стратегиях не наблюдаю, хотя бы уже потому, что различаются не только отрасли, в которых компании зарабатывают деньги, но и сама природа корпораций: РЖД - все же естественная монополия, в отличие от нефтяного монстра, создаваемого Сечиным. Но, думаю, тут дело не в мнимом сходстве, а в желании автора увязать фигуры Якунина с Сечиным в одном смысловом поле: вот-де, сидят нехорошие монополисты на денежных мешках и неэффективно управляют государственной собственностью, скупая все подряд не глядя.

якунин сечин

Особенно заинтересовало автора статьи желание президента «Российских железных дорог» "строить, строить и строить железные дороги, расширять их, ускорять по ним движение, наполнять грузами порты". Россия, как известно, самая большая страна в мире. При таких ее масштабах вопрос наличия развитой и эффективной транспортной системы естественным образом становится вопросом жизни и смерти. Не говоря уже о всех побочных положительных эффектах, которые следуют за бурным развитием инфраструктуры. Признает это и Кирилл Харатьян, правда тут же находит повод для беспокойства: "своих денег у «Российских железных дорог» маловато, услугами РЖД китайцы пользуются далеко не так охотно, как нефтью «Роснефти»; продать же или заложить пути китайцам как-то геостратегически неосторожно было бы - это помимо того, что невозможно по закону; так что Якунину приходится брать деньги у государства".

Конечно весьма забавно, что в статье про Якунина постоянно "прилетает" и другой крупнейшей российской компании (нефтяной). По какой-то загадочной причине аналитика уважаемого издания все время так и тянет пнуть ключевые фигуры путинской экономической стратегии. Однако, ключевая фраза здесь не про Сечина, а про "брать деньги у государства". В этом автору статьи явно видится нечто ужасное. И дабы нагнать на читателя еще больше ужаса, он особо отмечает, что РЖД уже получили средства из Фонда национального благосостояния, и, дескать, непонятно даже на какой срок. Непорядок!

Знакомясь со столь могучей аналитикой независимого и демократического СМИ, сторонний читатель легко придет к выводу, что вот опять какие-то горе-бизнесмены получили деньги из нашей с вами казны, пользуясь своими коррупционными связями. Однако, Кирилл Харатьян явно не сторонний читатель. И прекрасно знает, что РЖД хоть и являются де-юре частной акционерной компанией, однако, де-факто 100% их акций находятся в государственной собственности. По сути, сегодняшние РЖД - это Министерство путей и сообщений Советского Союза, вынужденное в силу известных обстоятельств перейти на рыночные рельсы и сменить министерскую вывеску на аббревиатуру ОАО.

Но смена вывески - всего лишь смена вывески. Суть от этого не меняется. Поэтому и сегодня бизнес и проекты РЖД - это бизнес и проекты, в первую очередь, государства Российского, а не лично Владимира Якунина. А, следовательно, когда государство выделяет на эти проекты деньги, оно их не Якунину дает на воплощение его менеджерских фантазий, а на удовлетворение собственных нужд и запросов. Осмелюсь предположить, что в нынешнем своем качестве и в нынешней ситуации РЖД в принципе не могут стать самоокупаемой компанией, которая исключительно за счет собственных средств развивала бы железнодорожную отрасль. И дело тут не в низкой эффективности управляющих, а в той колоссальной социальной и даже геополитической нагрузке, что ложится на плечи компании и, кстати, выходит далеко за рамки поддержания парка пригородных электричек.



Поэтому когда РЖД за €800 миллионов покупают у PSA Peugeot Citroen 75% акций логистической компании Gefco, они не просто тратят "народные денежки" на помощь французскому автомобильному концерну, который в связи со сложной финансовой ситуацией избавляется от непрофильных активов, а реализуют геополитическую и геоэкономическую стратегию Президента, озвученную им на прошлогодним саммите АТЭС, а именно создание грандиозного транспортного ж/д коридора от Сахалина до Ла Манша. И вот для того, чтобы такую стратегию реализовать нужно (в том числе) из локальных игроков в логистике перейти в разряд международных и занять какое-то серьезное место на рынке перевозок между Востоком и Западом. Поэтому для кого-то инвестиции в размере 800 миллионов евро - это растрата ("лучше бы электричек новых купили"), а для кого-то - большой успех в борьбе за контроль над трансконтинентальным транспортным коридором.

Кстати, всё это не секрет и для Кирилла Харатьяна, который прямым текстом пишет: "все это железнодорожное ускорение и расширение, надо полагать, соответствует интересам российского государства". Но тут же добавляет в качестве упрека: "можно было бы заметить, что медиаприсутствие Якунина сильно выросло немедленно после того, как прошла фальшивая информация о его отставке с поста президента РЖД". Кто-нибудь понял, причем тут стратегия развития РЖД и всей отрасли в целом и медийные войны вокруг фигуры Якунина? Смею предположить, что перед Кириллом Харатьяном его работодателем или каким-то сторонним заказчиком была поставлена непростая задача: наехать на Якунина, выставив его в качестве неэффективного бюджетного растратчика. А поскольку весьма странно обозвать растратой инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, тем более в такой стране как наша, пришлось товарищу Харатьяну отделываться сложными смысловыми конструкциями, где сначала главе РЖД предъявляют (именно что "предъявляют") его способность выбивать из бюджета и внебюджетных фондов деньги на развитие отечественного транспорта, потом тут же пишут, что цель эта благородная, а под конец добавляют, что слишком много Якунина стало в медийном пространстве. Где тут логика и что хотел сказать автор - непонятно. Зато появилась очередная статья, в которой Якунину что-то "предъявили". Да еще и Сечину! В общем, ребята явно работают по известному принципу: "ложечки-то потом нашлись, а вот осадочек остался".

Ну а заканчивается аналитика "Ведомостей" крылатой просто фразой: "видимо, для Якунина ничего невозможного нет".
От себя могу добавить лишь одно: Кирилл Харатьян, твои слова да Богу в уши. А всем подобным аналитикам рекомендую поставить на рабочий стол такую вот милую фотографию.

якунин

Чтобы анализировалось лучше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments