arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Паровоз, который никак не хочет останавливаться

На Регнуме замечательная статья про мое любимое "РЖД", а если быть точнее - о тех странных совпадениях, которые присутствуют в медийном пространстве на протяжении последних нескольких месяцев: стоит только компании анонсировать свои масштабные инвестиционные планы и заявить об очередном инфраструктурном проекте, как тут же самые честные блоггеры на свете начинают воодушевленно творить эпосы о шубохранилищах, а по правительственной связи передаются фейковые сообщения об отставке Якунина.



У меня тоже есть что сказать на эту тему, тем более что и говорить-то особенно ничего не надо. Достаточно просто посмотреть на то как развивались события в информационном поле страны.

2 апреля сего года председатель Правительства Д.А. Медведев распорядился выделить из бюджета РФ дополнительное финансирование на реконструкцию БАМа и Транссиба в размере 260 миллиардов рублей. А 27 мая на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения Президент России заявил о необходимости строить ВСМ-2 (высокоскоростная пассажирская магистраль Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Екатеринбург). Тогда же Путин поручил проработать проекты строительства высокоскоростных магистралей (Москва - Казань и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер).

Именно в мае начинается серьезная борьба за реализацию данных проектов, ибо озвучиваемые Владимиром Якуниным цифры (общая стоимость строительства - 928 млрд рублей, вложения государства - 650 млрд рублей, не считая господдержки на этапе эксплуатации) у любого олигарха вызовут повышенное слюноотделение. Естественно, там, где большие деньги - всегда много желающих поучаствовать в дележе пирога. Но для начала от пирога следует устранить самого Якунина. Как же сделать так, чтобы ему не достались в управление столь колоссальные государственные средства?

Самый очевидный и легкий способ - нанести максимальный репутационный ущерб РЖД как хозяйствующему субъекту. Для этого необходимо возбудить широкую общественную дискуссию и направить ее течение супротив РЖД и конкретно Якунина, начиная с банальных обвинений в коррупции и заканчивая претензиями по поводу неэффективного управления ж/д хозяйством страны. За счет всех этих множественных медийных скандалов достигается негативный информационный фон вокруг корпорации, что (при определенном стечении обстоятельств) может изрядно поспособствовать срыву государственного финансирования. И если вы внимательно изучите наглядную картинку из Регнума, то сами убедитесь в том, что большинство информационных атак против Якунина и его вотчины хронологически привязаны к заявлениям первых лиц государства о начале инфраструктурных проектов, выделении на них денег и т.д. и т.п.

Итак, высшие должностные лица государства озвучивают весной стратегические решения о развитии транспортной инфраструктуры. И вот 22 мая на Ютубе появляется профессионально сделанное видео, якобы от сотрудников РЖД, недовольных работой Якунина и обвинивших его в коррупции. А неделю спустя на "Яплакал" вывешиваются фото "дачи Якунина" со ставшим уже знаменитым "шубохранилищем", сославшись на которые Навальный и публикует своей первый скандальной пост в ЖЖ по данной теме. 12 июня - очередное видео от "сотрудников" РЖД. При этом во всех социальных сетях запускаются группы "Якунину - нет!"

Война объявлена и началась.

Следующий инфоповод возникает 21 июня на Петербургском международном экономическом форуме, где Президент страны делает революционное по своей сути заявление: Кремль готов начать использовать средства Фонда национального благосостояния на реализацию инфраструктурных проектов(в том числе строительство ж/д магистрали Москва-Казань и модернизацию Транссиба). Казалось бы: ура, наконец-то власть идет на столь долгожданные шаги, по крупному вкладывая нефтяные и газовые "кубышки" не в американские долговые расписки, а в реальное развитие государства.

Однако, не тут-то было. Находятся люди, имеющие иной взгляд на происходящее в стране. И именно с этим эпохальным выступлением Путина связывают предшествующее ему на несколько дней фальшивое сообщение об отставке Якунина. С политтехнологический точки зрения ход - блестящий. Однако, как показала жизнь, глава РЖД не того полета птица, чтобы ее можно было взять такой легкой дробью.

Далее уже 16 июля - вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании по черной металлургии заявил, что инвестиционная программа РЖД в среднесрочной перспективе может вырасти в 1,5 раза. Спустя два дня на межрегиональном координационном совете Владимир Якунин рассказывает о своих запросах по части финансирования реконструкции БАМа и Транссиба. Общий уровень инвестиций до 2018 года, по его мнению, составит 562 млрд рублей, из которых 260 миллиардов будет получено от Правительства, а 302 млрд рублей выделят сами РЖД. Правда, уже 19 июля Владимир Якунин заявляет, что денег на модернизацию БАМа и Транссиба нужно вдвое больше, чем требовалось изначально - уже 1,1 трлн. рублей (761,2 млрд руб. - на БАМ и 343,7 млрд руб. - на Транссиб). А 31 июля Министерство финансов подтверждает выделение из Фонда национального благосостояния 150 млрд. рублей на строительство ж/д Москва-Казань. По словам министра транспорта Максима Соколова не исключено даже увеличение объема финансирования для покрытия возможного дефицита в ресурсах.

Естественно, цифры такого уровня и столь бурные аппетиты РЖД по освоению бюджетных и внебюджетных средств далеко не всех оставляют равнодушными. По-видимому, исключительно неравнодушие Алексея Навального за судьбу ж/д транспорта в России заставило его опубликовать в это время очередной свой скандальный пост, состоящий из хаотичного набора собственных догадок и предположений вперемежку со сканами регистрационных документов на иностранных языках. Для выдрессированных хомячков такие вещи, сомнений нет, выглядят более чем убедительно, но когда этим "разоблачением" решил заняться журналист Олег Лурье, то после нескольких часов потраченного на изучение всех ссылок и сканов времени, оказалось, что в публикации популярного блоггера абсолютно нет ничего "разоблачительного" ни про РЖД, ни про самого Якунина.

Однако, в информвойне главное - это первым бросить грязью. Мало же кто из читателей будет дотошно разбираться, где правда, а где ложь. Поэтому на протяжении всего этого времени не прекращается планомерная работа по созданию вокруг РЖД негативного информационного шума. Вот буквального несколько примеров:

- 22 июля Медведев утвердил перечень 29 руководителей госкорпораций, которые должны отчитываться о своих доходах, однако СМИ делают акцент именно на Якунине.
- 22 июля Навальный просит депутата Госдумы от «Единой России» Трапезникова направить депутатский запрос по поводу сведений об имуществе В. Якунина.
- 23 июля в Твиттере распространяется слух о том, что Якунин якобы заработал за год 1 млрд рублей, а глава ФАС Игорь Артемьев критикует тарифную политику РЖД.
- 29 июля некие "эксперты" признают реконструкцию Транссиба бессмысленной.
- 31 июля появляется публикация на Финмаркете: РЖД на рынке грузоперевозок начали проигрывать автотранспорту.
- 1 августа подростки установили манекен на пути «Сапсана».
- 4 августа главный борец с коррупцией считает, что деньги, выделенные РЖД на Транссиб, будут похищены.
- 5 августа "Ведомости" печатают материал о коррупционных связях Якунина в порту Усть-Луга, а 8 августа - очередная статья о нехороших РЖД, которые "обходят" закон о запрете опозданий.
- 10 августа на YouTube вывешиваются два видеоролика с якобы социальной рекламой от РЖД (по факту - с "антирекламой"), которые тут же пиарятся всеми оппозиционными блоггерами и ресурасами.
- 27 августа Навальный публикует пост об аварии с Щербинкой, воспользовавшись совершенно обычной трагедией для того, чтобы написать об РЖД, "требующем триллион рублей на непонятный проект скоростного движения по маршруту Москва-Казань".
___________________

Как нетрудно догадаться из всего вышенаписанного, функционирование РЖД - сложнейший вопрос, тесно увязанный с экономическим развитием всей страны в целом. Ключевой момент здесь - финансирование заявленной и частенько обновляемой инвестиционной программы монополии. Причем многое зависит от того обстоятельства, что проекты РЖД - изначально некоммерческие. Окупаются они десятилетиями и экономическая выгода от них проявляется не в потоках живых денег за пользование построенной дорогой, а в том глобальном положительном эффекте, который развитие инфраструктуры постепенно оказывает на экономику регионов. Особенно важным это становится в условиях хозяйственного спада, когда реализация подобных проектов - один из способов оживить и поддержать оказавшуюся на грани стагнации экономику.

И хотя Алексею Навальному инфраструктурные начинания РЖД кажутся "непонятными", сам Якунин оценивает их следующим образом: за счет экономического эффекта от проекта государство получит чистый доход в размере 5,3 триллиона рублей. Глава РЖД сообщил также, что при строительстве магистрали российский бизнес получит заказ только на строительную продукцию в объеме более 270 миллиардов рублей, еще до 100 миллиардов рублей составит заказ на технику и обустройство линии".

Такие, в общем, дела.

Но если пасквили господина Навального можно, по-видимому, объяснить его вполне понятным желанием обеспечить свою семью на время предстоящей отсидки по "кировскому" делу, то в целом медийная война, развернутая против стратегической российской монополии и ее главы, выглядит как прямое доказательство того факта, что против РЖД ведется целенаправленная системная кампания. Очевидна и конечная цель ее заказчиков - не допустить реализацию Владимиром Якуниным многомиллиардных инфраструктурных проектов. Кто и зачем это делает - вариантов масса. Можно, например, вспомнить бизнесменов Магомедовых, который со своей "Суммой" воевали с РЖД за тот же "Трансконтейнер" (и в итоге проиграли). А можно и пофантазировать на тему пресловутых либералов-компрадоров во власти, которые, как говорят злые языки, всячески препятствуют действительному развитию страны и предпочитают заработанные нами деньги тратить не на фундаментальные преобразования у себя дома, а на поддержку американской экономики, через вложения в американские долговые бумаги.

В общем, версий - великое множество. Но суть у них одна - сила, развязавшая информвойну против Якунина, вполне в курсе происходящего вокруг РЖД (на это указывает грамотная периодичность публикаций, зачастую предугадывающих последующие официальные шаги властей) и чувствует себя вполне состоятельной для того, чтобы ввязываться в борьбу с одной из ключевых фигур экономической стратегии Владимира Путина.

Покамест наш паровоз останавливаться не собирается.

И что характерно: именно его надежный и стремительный ход является сегодня одним из показателей суверенитета Российской Федерации и лакмусовой бумажкой для ответа на вопрос "на что нацелена инвестиционная политика государства?"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments