arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

На границе тучи ходят хмуро



Не так давно в отставку ушел руководитель Федерального агентства по обустройству госграницы (Росграница) Дмитрий Безделов.

Ушел с формулировкой "по собственному желанию", хотя в СМИ появилась информация, что ушел после неприятного разговора с Рогозиным. В то же время председатель Правительства, комментируя данное решение, напомнил, что существует закон о ротации государственных служащих и в соответствии с этим законом любой руководитель должен через некоторое время менять место работы. Согласитесь, так об изгоняемых с должности с позором не говорят... Удивительным в этой связи выглядит тот шквал критики, который обрушился в спину уходящему Безделову со страниц некоторых изданий. Критика резко контрастирует с официальной позицией правительства и с объективными показателями работы последнего и носит явно заказной характер. Это ли не свидетельство клановой возни?

Кадровые перестановки на верхних этажах властной пирамиды, увольнения и т.д. - сегодня уже очевидный тренд нашей политической жизни. И интернет-аналитики радостно ждут таких новостей, чтобы на их основе выстраивать свои далеко идущие выводы о надвигающихся катаклизмах, о жестких противостояних элит, в общем о всем том, о чем я сам люблю поразглагольствовать. Однако, если в каких-то случаях происходящее действительно объясняется проводимыми антикоррупционными мерами, а в каких-то даже пресловутым противостоянием "компрадоров" и "государственников", то основной массив кадровых решений, на мой взгляд, объясняется исключительно тем фактором, который мы зачастую совершенно не учитываем. Речь идет о самой банальной внутриаппаратной борьбе.

Попробую продемонстрировать это на примере отставки товарища Безделова.

Что такое Росграница? Это ведомство, занимающееся обустройством государственной границы Российской Федерации в целях создания и обеспечения деятельности пунктов пропуска и мест ее пересечения. В общем, чтобы всем было понятно, речь идет не о защите границы от незаконных посягательств (здесь уже работает другая контора), а о ее материально-техническом обеспечении. То есть это та самая область государственной политики, которая напрямую отражается на жизни наших граждан. Как известно, количество их зарубежных поездок растет словно на дрожжах. И как раз для путешествующих россиян (а сегодня это в прямом смысле миллионы туристов) вопросы технического обеспечения процедуры пересечения границы имеют колоссальное значение. Любой, кто когда-либо ездил в дальние края, сказанное охотно подтвердит.

Что же было сделано при Безделове? Несмотря на такую фамилию, сделано было, оказывается, немало. Давайте по порядку.

Более 10 новых пунктов пропуска госграницы будут организованы к 2020 г в региональных аэропортах России. На сегодня таких пунктов насчитывается 13. В рамках Федеральной целевой программы, рассчитанной до 2020 года, будут организованы подобные пункты в аэропортах Самары, Петропавловска-Камчаского, Краснодара, Минеральных Вод, Новосибирска, Калининграда и Омска... Предусматривается также организовать пункты пропуска в аэропорту Уфы (под саммит стран ШОС и БРИКС) и в аэропортах Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Саранска, Волгограда (в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу).

Если говорить об уже сделанном на это направлении, то недавно, например, стало возможным попасть в Европу из Череповца (пока только в Финляндию, но уже рассматриваются варианты с Прагой, Веной, Болгарией, Турцией и Египтом), появился пропускной пункт в Новокузнецке. А весной этого года Томск одним из последних крупных городов Сибири стал центром прямых чартерных перевозок на зарубежные курорты.

Что это означает на практике? Это значит, что теперь населению всех вышеперечисленных городов и близлежащих местностей для того, чтобы погреть свои косточки на берегу теплого моря вовсе не надо будет трепать свои нервы и тратить лишнее время и деньги на стыковочные рейсы через Москву и Санкт-Петербург. Как думаете, хорошо это для людей, живущих в указанных регионах? По-моему, дико круто. Идем дальше.

Какая главная проблема при прохождении пограничного контроля? В чем причина столь раздражающих нас заторов? Все путешественники это знают - сложность заполнения необходимых документов: анкеты, миграционные карты и прочая-прочая, причем заполнять их надо быстро, четко и без помарок, что даже для опытных туристов не всегда простая задача. Как решить эту проблему в век цифровых техногологий? Правильно. Использованием цифровых технологией:

Росграница последовательно оснащает пропускные пункты специальным оборудованием, которое самостоятельно считывает необходимые данные с паспортов туристов и заполняет за них необходимые документы. Состоящая из компьютера, сканера и принтера система больше не требует от гостей страны собственноручного заполнения, например, миграционной карты. Компьютер сам сделает необходимую запись в базе данных государственной информационной системы миграционного учета и распечатает заполненную миграционную карту.

И это была инициатива именно руководителя Росграницы. Нужная инициатива? Вопрос риторический.

А вот еще одно замечательное начинание, опять же связанное с цифровыми технологиями - интернет-бронирование времени прохождения границы, вернее - места в (автомобильной) очереди на прибалтийском направлении: Эстония, Литва. О результатах говорить, наверное, рано, но разве это не нужный эксперимент?

Следующая инициатива, которая явно придется по душам нашим и не только путешественникам: расширение сети магазинов беспошлинной торговли duty-free, теперь не только в аэропортах, но и на железнодорожных вокзалах. Первый такой магазин вскоре откроется в Санкт-Петербурге. Неужто плохо?

На самом деле, информации по деятельности Росграницы я нагуглил на три такие поста. Поэтому перечислю еще лишь некоторые очевидные успехи: создание новых современных пропускных пунктов в аэропорту Белгорода, модернизация пункта пропуска в аэропортах Улан-Удэ, Санкт-Петербурга, расширение пункта пропуска в аэропорту Новосибирска, проведена огромная работа по обустройству пунктов пропуска в Казани (к Универсиаде) и в Сочи (к Олимпиаде). Идет работа по организации более удобного прохождения границы с нашими непосредственными соседями: Польша, Финляндия, Норвегия. И это, конечно, не полный перечень, а лишь только то, что нагуглил конкретно я за полчаса поиска.

Уверен, всякий путешествующий через Москву (знаю на своем опыте) может поделиться собственными положительными впечатлениями о том, насколько за последние годы упрощаются и облегчаются процедуры пограничного контроля в столичных аэропортах. Не знаю кому как, а лично для меня это очень серьезный критерий в оценке деятельности Росграницы. Просто потому, что я его ощущаю на собственной шкуре.

В общем, возвращаемся к тому с чего начали.

Защищать конкретно Дмитрия Безделова мне как-то не особо интересно. Наверное, были у него и просчеты, и неудачи, и так далее. Тем более, он уже уволился. Однако, в разрезе общей ситуации в российской политической системе его случай весьма показателен, на мой взгляд. Складывается ощущение, что вряд ли отставка чиновника связана с конкретными результатами его работы - ничего кроме неконкретной критики в СМИ ("о том, что на границе, мягко говоря, не все хорошо, сами пограничники шушукались давно") я так и не обнаружил. Скорее это было неким политическим решением, результатом именно аппаратных игр и интриг. То есть результатом действия того фактора, который политическая блогосфера совершенно не учитывает в своей могучей аналитике, предпочитая ограничиваться рамками пресловутого противостояния компрадоров и государственников.

Лично я уверен, что процентов 70-80% кадровых перестановок и решений связано именно с аппаратной борьбой. Явление это, конечно, вряд ли оказывает положительный эффект на функционирование властной пирамиды, но, тем не менее, является неотъемлемым ее атрибутом. И от этого никуда, увы, не деться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments