arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Красота и мир. Христианство и наука.



Это Брайан Грин. Окончил Гарвард, защитился в Оксфорде, профессор физики и математики в Колумбийском университете. Сделал ряд фундаментальных открытий в теории суперструн - на сегодня одного из самых динамично развивающихся направлений современной физики. Теории, пытающейся объяснить устройство всего нашего мироздания, от и до. Единая теория всего.

Грин написал несколько научно-популярных книг, в частности "Элегантную Вселенную" (1999г.), которая легла в основу телевизионного минисериала, а сам профессор выступил в роли ведущего. С отрывка из этой книги мы и начнем:

"Истинность физических теорий проверяется тем, насколько успешно они объясняют бесстрастные и упрямые экспериментальные данные. Однако к этому последнему утверждению есть одна очень важная оговорка. Когда теория находится в стадии разработки, ее неполнота часто не позволяет детально установить все ее экспериментальные следствия. Тем не менее, физики должны определить свой выбор и указать направления, в которых будут развиваться исследования такой незавершенной теории.

Некоторые из этих решений диктуются внутренней логической непротиворечивостью; мы определенно требуем, чтобы любая разумная теория не содержала логически абсурдных положений. Другие решения обусловлены преимуществами одних теоретических конструкций над другими с точки зрения их следствий для экспериментальных исследований; обычно нас мало интересуют теории, содержимое которых не имеет отношения ни к чему, с чем мы сталкиваемся в окружающем нас мире.

Однако, несомненно, бывают случаи, когда решения, принимаемые физиками-теоретиками, основываются на эстетических соображениях, на ощущении того, что красота и элегантность той или иной теории соответствует красоте и элегантности окружающего нас мира. Конечно, нет никаких гарантий, что такие соображения приведут нас к истине. Может быть, глубоко в своей основе структура мироздания менее элегантна, чем та, которую подсказывает наш опыт. Или, возможно, мы обнаружим, что современные эстетические критерии потребуют существенного пересмотра для применения в менее привычных условиях. Тем не менее, всегда и особенно сегодня, когда мы вступаем в эру, где наши теории описывают такие сферы мироздания, которые все труднее поддаются экспериментальному изучению, физики будут рассчитывать на то, что подобные эстетические соображения помогут избежать тупиковых направлений. До настоящего времени такой подход не раз демонстрировал свою мощь и предсказательную силу".


В общем, суть такова - перед тем как начать конкретные работы в области той или иной незавершенной теории, физики выбирают себе конкретные направления исследований. И зачастую при этом выборе руководствуются эстетическими(!) соображениями - человеческими представлениями о красоте, гармонии, симметрии. То есть представление о красоте мироздания становится необходимым условием для научного поиска.



В качестве конкретного примера такой позиции Грин приводит автора теории относительности:

"Когда в ходе экспедиции Эддингтона 1919 г., организованной для проверки предсказаний Эйнштейна об отклонении света звезд Солнцем, был получен положительный результат, голландский физик Хендрик Лоренц известил об этом Эйнштейна телеграммой. Когда содержание телеграммы, подтверждающей общую теорию относительности, распространилось по всему миру, один студент задал Эйнштейну вопрос, о чем бы он подумал, если бы эксперимент Эддингтона не обнаружил предсказанного отклонения лучей света звезд. Эйнштейн ответил: «Мне было бы жаль Всевышнего, поскольку теория верна».

Конечно же, если бы эксперименты действительно не подтвердили предсказаний Эйнштейна, его теория была бы признана неверной, и общая теория относительности не стала бы одним из столпов, на которых покоится современная физика. На самом деле Эйнштейн имел в виду, что общая теория относительности описывает гравитацию с таким изяществом, используя такие простые и в то же время мощные идеи, что он не мог себе представить, как природа могла пройти мимо этой возможности. С точки зрения Эйнштейна общая теория относительности была слишком красивой, чтобы оказаться неверной".


Но мы можем вспомнить и куда более ранних ученых с аналогичными взглядами:


Иоганн Кеплер (1571 - 1630): «Главной целью всех исследований внешнего мира должно быть открытие рационального порядка и гармонии, которые Бог ниспослал миру и открыл нам на языке математики»


Исаак Ньютон (1643 - 1727): «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот - мое первое и последнее слово»


Андре-Мари Ампер (1775 - 1836): «Самое убедительное доказательство бытия Бога - это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме. Благодаря этому порядку живые существа находят в своём организме всё необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей»

Сравните эти мнения с тем, как Брайан Грин объясняет симметрию в представлениях современных физиков:

Природа трактует каждый момент во времени и каждую точку в пространстве идентично, симметрично, гарантируя, что будут действовать одни и те же фундаментальные законы. Подобно их действию в живописи и в музыке, такие виды симметрии вызывают глубокое удовлетворение: они подчеркивают порядок и согласие в функционировании мироздания. Элегантность, с которой богатые, сложные и разнообразные явления вытекают из простого набора универсальных законов, составляет немалую часть того, что имеют в виду физики, используя слово «прекрасный».

Обратите внимание, что наше собственное отношение к такому научному подходу - положительное. Он не вызывает у нас никакого внутреннего отторжения. Более того, даже нравится и мы с ним охотно соглашаемся. Думаю, мало кто не согласится с этим интуитивным ощущением. О чем это свидетельствует? О том, что подобное отношение к миру закрепилось уже на уровне подсознания, массового подсознания. И вряд ли мы впитали эти взгляды, зачитываясь Ньютоном, Кеплером и Ампером, правда?

В таком случае логично поинтересоваться, каковы же истинные предпосылки возникновения и формирования такого мироощущения? Всегда ли, в любой ли культуре и цивилизации человек способен сделать вывод (и делает его!) о безусловной гармоничности и красоте устройства Вселенной, от микромира до галактик? Всякая ли культура и философия позволяют положить этот взгляд в основу научно-исследовательской деятельности?

Из вышеприведенных цитат Ньютона, Кеплера и Ампера мы можем сделать вывод, что свои представления о мировой красоте и гармонии гениальные ученые напрямую увязывали с идеей Бога. Бога-Творца. И, как не трудно догадаться, здесь мы подходим к разговору о христианстве и его роли в европейском научном перевороте 16-17 веков.

Мне часто пишут наивные, невежественные люди, что основы современной Науки заложены в древнем мире, и в доказательство своего бреда сыпят именами Архимеда, Пифагора и т.д. Это отдельная и довольно интересная тема, обязательно напишу по ней унизительный для таких глупых безбожников материал. Обращу все их бредни в прах. Но сейчас о другом. Упомянутые мной персонажи представляют себе процесс развития Науки в виде постепенного, внутренне логичного и взаимообусловленного наращивания научных знаний на протяжении всей истории человечества. Однако, это совершенно не так.



Вот сборник статей "Философско-религиозные истоки науки", выпущенный в 1997 году Институтом философии РАН, под редакцией доктора философских наук П.П. Гайденко. Цитата из Введения:

"Исследования историков, социологов и философов науки последних десятилетий существенно изменили прежний образ науки как автономного образования. Во второй половине ХХ в. были расшатаны прочно воздвигнутые позитивизмом перегородки между наукой и другими сферами духовной жизни, была обнаружена культурно-историческая обусловленность типов научного знания... Рассмотрение науки в горизонте культуры, таким образом, уже обрело свое право на существование.

Несомненна плодотворность такого подхода для понимания как процесса развития научного знания, так и сегодняшнего его состояния и будущих перспектив. Историческое развитие науки ныне предстает уже не в виде непрерывного кумулятивного процесса приращения нового знания, - мы теперь хорошо знаем, что в переломные моменты истории происходит смена типов научной рациональности, принимающая подчас острую, драматическую форму. Становление нового типа рациональности связано, как правило, с поворотными пунктами в развитии общества и культуры, с переоценкой традиционных ценностей и изменением стиля жизни".


Это к тому, насколько сильно религиозно-философские представления человечества определяют все остальные сферы жизнедеятельности, а конкретно науку. Ее состояние и развитие.

Мне вот интересно: ученые древнего мира могли смотреть на мир такими глазами? Насколько я помню, в античности, во всех этих многочисленных языческих культах и вытекающей из них философии, мир представлялся эдаким порождением Хаоса. Когда какой-нибудь бог Мардук творил его из своей бабушки богини Тиамат, предварительно разрубленной на куски. По-моему, не самая лучшая почва для появления представлений о красоте и разумности нашего мироздания. Возможно я ошибаюсь, но можно мне в таком случае привести соответствующие цитаты ученых древнего мира, которые смотрели бы на него (мироздание) так же, как ученые европейской цивилизации, от Кеплера до Эйнштейна?

А ведь здесь еще можно сказать, что без понимания красоты и логической, разумной упорядоченности мира отсутствует даже сама возможность его научного познания. Ибо последнее опирается на ряд аксиом, т.е. недоказуемых постулатов, принимаемых учеными на веру(!), которые, на мой взгляд, исходят именно из представлений о гармоничности и красоте Вселенной. Имеется в виду то, что законы Вселенной всегда одни и те же и одинаково действует в ней повсюду.

Но если языческая эпоха вызывает у нас по этой части большие вопросы, то нет никаких сомнений, что описываемый взгляд на строение мира органически присущ христианской эпохе.

Могло ли представление о красоте, как фундаментальном принципе мироздания, зародиться в религии, где Бог-Абсолют - Творец Вселенной? Где разумность устройства мира презюмируется, исходя из Его Создателя? Где Бог есть Любовь, в конце-концов?

Надо ли как-то специально доказывать, что именно христианство вызвало в европейском сознании взгляд на мир как на прекрасное в своей гармонии создание?

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвёртый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.


Сложно даже представить себе, чтобы в такой религиозной традиции не появилось научное мышление, основанное на представлении о красоте мироздания.
________________

Все вышенаписанное, конечно, не есть еще убедительное, окончательное доказательство рождения европейской Науки, Естествознания под колоссальным влиянием христианства и взращенного им мировоззрения. Но это один из многих других очень серьезных аргументов, приводимый в обоснование данного факта.

Запомните его, чтобы я не повторялся. У нас еще предстоят разговоры по теме.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments