arguendi (arguendi) wrote,
arguendi
arguendi

Путин подбивает бабки

"По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры
прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов –
это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов
долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на
офшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны
работать в России, прямые потери бюджета страны. Поскольку ничего
как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения. Вот они".

Послание Президента Федеральному Собранию, 12.12.2013



Есть такая британская аудиторско-консалтинговая компания "Ernst & Young", одна из крупнейших в мире (входит в "большую четвёрку" аудиторских компаний). Ее российская налоговая и юридическая практика была названа "Лучшей налоговой фирмой в России 2013" в рамках шестой ежегодной премии World Finance Legal Awards.

Короче говоря, это серьезные такие дядьки, которые занимаются консультированием серьезных клиентов из мира большого бизнеса. Например, по вопросам налогообложения.

Как раз по этой теме совсем недавно был выпущен информационный бюллетень "Ernst & Young" - о том, как в России наводят порядок в направлении деоффшоризации экономики (опубликован на сайте EY):

бабки

Сами понимаете, никакой политики и сурковскойпропаганды. Only business. И вот, значит, что пишут налоговые консультанты нашей лучшей налоговой фирмы прошлого года:

"В последние месяцы в России и за ее пределами наблюдался значительный всплеск инициатив, направленных на ужесточение режима борьбы с уклонением от уплаты налогов путем использования низконалоговых юрисдикций, а также иных методов «агрессивного» налогового планирования. Об этом свидетельствуют последние инициативы в рамках ОЭСР, Глобального форума по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения, «Группы Двадцати» (G20). Не секрет, что вопросы о недопустимой налоговой оптимизации неоднократно поднимались в последние годы в различной форме в официальных посланиях Президента, других официальных лиц РФ, включая представителей Министерства финансов и других российских государственных органов. В то же время внимание к этим вопросам значительно повысилось в последние несколько недель, когда на высшем уровне были озвучены конкретные инициативы. Налогоплательщики должны обратить пристальное внимание на данные инициативы, для того чтобы определить необходимость совершения каких-либо изменений в своих операциях".

Вот так вот. А инициативы подразумеваются следующие:

Президент Российской Федерации (из Послания Федеральному Собранию 12 декабря)

1) доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику - конечному бенефициару, должны облагаться по соответствующим российским налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет;

2) компаниям, зарегистрированным «в иностранной юрисдикции», нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Данным компаниям также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием. Другими словами – если лицо желает воспользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, оно должно быть зарегистрировано в России;

Кроме того Путин напомнил, что борьба с размыванием налоговой базы, с различными офшорными схемами – это не российское изобретение, а текущая мировая тенденция, отраженная в законодательстве стран с развитой капиталистической экономикой. И, понятное дело, таков и наш стратегический вектор развития.

Федеральное Собрание

На выдвинутые Президентом инициативы уже 16 декабря отреагировал Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, утвердив 12 конкретных предложений по деофшоризации российской экономики. Частично они пересекаются с тем, о чем говорил Путин, частично - с более ранними предложениями по усилению контрольных и иных функций различных государственных органов.

Под спойлером часть из утвержденного СовФедом, рекомендую ознакомиться. Не очень, наверное, интересно вникать во все эти нюансы людям, далеким в своей жизни от налогового планирования, однако, если есть желание получить представление о стоящих задачах и их масштабах, вполне можно потратить минутку-другую на чтение.

[Spoiler (click to open)]"- закрепить в российском законодательстве понятие «офшорная зона» и критерии отнесения государств к офшорным зонам;


- ввести правила налогообложения в России доходов контролируемых иностранных компаний;

- начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами России и офшорными государствами, а также создать механизмы раскрытия налоговым и таможенным органам информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах;

- не оказывать государственную поддержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения;

- снизить значения финансовых показателей организации, при достижении которых проводится обязательный аудит ее бухгалтерской отчетности, а также обязать хозяйствующие субъекты при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании;

- ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности;

- координировать антиофшорную политику со странами Таможенного союза;

- Счетной палате осуществить проверку эффективности двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения в целях исключения возможностей их использования российскими организациями для уменьшения своих налоговых обязательств, а также проверку их соответствия международным требованиям;


- МВД РФ, Следственному комитету, Федеральной налоговой службе подготовить предложения о включении в статью 199 Уголовного кодекса РФ перечня видов уклонения от уплаты налогов и сборов с организации".


Итак, насколько я могу понять, сенаторы в более конкретном виде формулируют поставленные Президентом задачи. При этом мы видим, что их предложения касаются не только налогов, но и прочих сфер экономического регулирования, в частности, валютного контроля, а также вопросов привлечения к ответственности за налоговые и иные правонарушения.

Идем далее. Переходим на уровень исполнительной власти, той, что и вырабатывает систему конкретных практических мер.

Министерство финансов

Как отмечают специалисты "Ernst & Young", Минфин будет играть ключевую роль при разработке новых налоговых инициатив. Главные финансисты страны уже отреагировали на предложения Президента и Совета Федерации, заявив о начале подготовки трех законопроектов, которые в первом полугодии 2014 года будут внесены в Государственную Думу:

Контролируемые иностранные компании
"Наиболее важным из нововведений является намерение Минфина ввести в налоговое законодательство нормы о налогообложении иностранных контролируемых компаний. В соответствии с такими правилами налоговая база российских лиц будет определяться исходя из общих финансовых результатов деятельности российского лица и контролируемых им иностранных компаний. Фактически, будут обложены налогом доходы иностранных компаний, которые прямо или косвенно контролируются российскими лицами (как физическими, так и юридическими), в случае, если данные иностранные компании не распределяют прибыль российскому акционеру, ведут пассивные операции и не облагаются налогами".


Как отмечено в информационном бюллетене "Ernst & Young", Министерство финансов уже на протяжении нескольких лет заявляет о намерении принять эти нормы в своих «Основных направлениях налоговой политики». Видимо, наконец-то сподобились. Наверное, господин Президент очень хорошо попросил. Сделал предложение, от которого нельзя отказаться.

Введение понятия корпоративного налогового резидентства по месту «эффективного управления»
"Министерство финансов предложило ввести институт резидентства в отношении компаний, работающих в России, но зарегистрированных за границей. Это позволит взимать с таких компаний российские налоги. В настоящее время юридические лица подлежат налогообложению в России фактически по месту своей регистрации, а институт налогового резидентства на практике применяется исключительно к физическим лицам. Введение принципа налогового резидентства компаний по месту их эффективного управления позволит признавать иностранные компании, место управления которых расположено в России, российскими налогоплательщиками налога на прибыль. В настоящее время иностранные компании могут облагаться налогом только в отношении доходов, полученных из источников в России, либо если их деятельность в России ведется через постоянное представительство. Принцип «эффективного управления» может привести к значительным налоговым рискам для иностранных компаний, которые так или иначе контролируются российскими резидентами, например, через органы управления компанией, либо иным образом".


Раскрытие информации о бенефициарах компаний
"Третья инициатива увязывает доступ к госзакупкам, государственным субсидиям и иным видам государственной поддержки с раскрытием информации о конечном бенефициаре компании".


Антон Силуанов

Доступ офшорных компаний к госзакупкам ограничат директивами

18:15 12/12/2013
При объявлении торгов, при привлечении тех или иных подрядчиков каждый заказчик должен будет это реализовывать.


Помимо всего вышенаписанного специалисты "Ernst & Young" выделяют в своем бюллетене раздел «Международный обмен налоговой информацией», в котором рассказывают интересные, на мой взгляд, вещи.



Оказывается, в настоящее время Российская Федерация имеет возможность получать налоговую информацию только из тех стран, где отсутствуют офшорные юрисдикции. Согласитесь, очень интересный способ бороться с офшорами - не имея возможности получать оттуда необходимые сведения. Минфин предлагает два варианта решения этой проблемы:

- подписание двусторонних соглашений об обмене информацией с «низконалоговыми» юрисдикциями;

- ратификация Россией многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Конвенция была подписана нами еще в 2011 г. и ее ратификация ожидается в ближайшее время. Данный шаг позволит России получать налоговую информацию изо всех стран, которые ее подписали, среди которых есть и "офшоры".

Что касается двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией, то на конец 2012 года в мире было заключено более 900 подобных договоров. Правда, вот Российская Федерация на данный момент не подписала еще ни одного. Как пишут налоговые консультанты: "несмотря на неоднократные заявления Минфина в прошлом о намерении это сделать". Опять ситуация, когда Минфин вроде бы активно пытается на протяжении долгих лет принять решительные меры, но все время что-то ему мешает. Или мне так кажется?

"Подписание таких двусторонних соглашений дает важное преимущество российским налоговым органам, поскольку в настоящее время у них нет юридической возможности получить информацию об операциях и владельцах офшорных компаний от компетентных органов офшорных юрисдикций. В случае реализации данных инициатив информация о владельцах офшорных компаний, бенефициарах трастов, фондов и иных аналогичных структур может быть доступна российским налоговым органам либо по запросу, либо в рамках «произвольного», либо «автоматического» обмена информацией между иностранными и российскими налоговыми органами, а также в рамках проведения совместных налоговых проверок. В настоящее время релевантность такой информации для налоговых органов сомнительна, однако в контексте новых налоговых инициатив, о которых шла речь выше, ценность такой информации многократно возрастает".

В общем, как видим, работа предстоит масштабная, и она уже идет. Понятное дело, что "давно пора было это всё сделать", но пусть хотя бы так. К тому же это далеко не первый шаг, вспомним, например, Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», направленный на усиление мер борьбы с легализацией преступных доходов. Изменения этим актом вносились в:
- Налоговый кодекс
- Уголовный кодекс
- Гражданский кодекс
- Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Закон о таможенном регулировании
- Закон о банках и банковской деятельности
- Закон о несостоятельности (банкротстве)

Еще раз мнение британских аудиторов:
В большей своей части данный закон отражает общемировые тенденции усиления контроля над финансовыми потоками, а также ужесточения мер, направленных на повышение прозрачности финансовых операций и усиление налогового контроля, в частности.

В целом, судя по намеченным планам, их масштабам и содержанию, можно сказать, что есть все основания надеяться на лучшее. Явно не просто так ряд отечественных бизнес-гигантов оперативно откликнулся на выдвинутые властью инициативы собственными планами по деофшоризации: "Русгидро", "Камаз»", UC Rusal, вроде еще кто-то был. Короче говоря, будет, что посмотреть.

По словам моей знакомой сороки (хотя, в принципе, это не секретная информация), за обсуждаемыми здесь изменениями в налоговой политике Российской Федерации стоит сей достойный муж:



Андрей Белоусов. Помощник Владимира Путина по экономическим вопросам.

Не знаю, насколько моя сорока права конкретно в этом случае, именно ли Белоусов - автор озвученных инициатив, однако муж он действительно достойный и на нем можно было бы остановиться чуть подробнее при любых раскладах.

Обычно, если нашу патриотическую общественность спрашиваешь: "Кого бы вы поставили рулить экономикой, если убрать ненавистных либералов?", в ответ всегда получаешь одно и то же: "Сергей Глазьев". Всё. Далее - тишина. Оригиналов с кандидатурой Хазина в расчет брать не будем. А между тем именно Андрей Белоусов - сегодня главный экономист-нелиберал в команде Путина. И, как говорят знающие люди, экономист очень толковый и грамотный, рулит всякими серьезными проектами. Например, Агентство стратегических инициатив, на заседании наблюдательного совета которого в ноябре анонсировались крайне важные экономические нововведения (инвестиционный рейтинг губернаторов, например). И именно у Белоусова, кстати, действительно имеет место серьезное противостояние с "либералами". Как раз по части экономики. Вот он журит Правительство:

А.Белоусов не понимает, как Минфин насчитал дефицит в 10 трлн руб.
А.Белоусов не понимает, как Минфин насчитал дефицит в 10 трлн руб.

Помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов считает майские указы Владимира Путина вполне выполнимыми и не понимает, каким образом Министерство финансов насчитало дефицит в размере 10 трлн руб. до 2020г. даже при высоких ценах на нефть. Об этом он заявил сегодня журналистам в кулуарах конференции "Общероссийского народного фронта" (ОНФ)."Насчет 10 трлн руб. - я не видел этих расчетов, и даже в инерционном варианте это... Читать далее >

РБК. Экономика


"Насчет 10 трлн руб. - я не видел этих расчетов, и даже в инерционном варианте это абсолютно нереалистичная цифра", - отметил А.Белоусов. Сейчас в России действительно происходит замедление экономического роста, признал он. "Это должно быть стимулом, чтобы искать источники роста. Мы имеем колоссальные резервы. Странно, что Минфин и Минэкономразвития, которые должны искать эти резервы, их не ищут. Здесь прежде всего они должны искать выход из сложившейся ситуации, а не фиксировать, что у нас темпы низкие, поэтому мы сделать ничего не можем".

А вот Путин явно повторяет мысль своего экономического гуру:

Ранее сегодня В.Путин выразил уверенность, что власти могут и должны исполнить майские указы. "Мы знаем, что задачи поставлены очень серьезные, и достичь их даже в условиях бурно развивающейся экономики сложно", - согласился глава государства. Президент "выписал" рецепт, как реализовать поручения: если раньше источником выполнения распоряжений были нефтегазовые доходы, то в перспективе им может стать реструктуризация экономики. "То, что сейчас происходит в мировой и европейской экономике и что на нас отражается неблагоприятным образом, должно нас мобилизовать, а не воздействовать как снотворное", - уверен президент.

И заметьте - мало кто обсуждает Белоусова, его фамилия, по-моему, даже как-то и не всплывает в блоггерской полемике на злободневную экономическую тему. Свидетельствует это, скорее всего, об одном - когда интернет_специалисы_по_всему_на_свете берутся рассуждать об экономике, о проклятых либералах, о Дворковиче, о Шувалове, о Кудрине, еще о ком-нибудь, о Глазьеве, например, в общем, когда они всё это обсуждают, они говорят о том, чего не знают, о том, в чем не разбираются. Высказывают свои категорические суждения, будучи абсолютными неспециалистами в теме, банально не владея ситуацией. Как правило, прочитав перед этим несколько текстов в интернете. Комментарии "экспертов".



Именно поэтому я практически не воспринимаю "экономическую" критику Путина, ибо всегда напоминаю себе, что критикуют в 99% случаях люди, очевидно не разбирающиеся в предмете разговора. Я и сам не разбираюсь. Даже готов согласиться, что меры по части экономического роста принимаются недостаточные и Правительство явно косячит. Так и хочется иногда закричать во весь голос: "Путин! Ну где же долгожданная сталинская индустриализация!?" Однако, критиковать предметно все же не берусь. Во-первых, я - абсолютный неспец в экономике и, скорее всего, буду критиковать на уровне бабушки у подъезда. А, во-вторых, у меня есть куча весомых доводов, чтобы не считать нашу верховную власть тупой, предательской и неэффективной по экономической линии. Никаких восторгов проводимыми у нас реформами я не выражаю, но и перекос в оценках ситуации у всезнающих блоггеров, от либералов до патриотов, сомнений не вызывает.
______________

И вот еще, что хотел бы сказать. В последнее время частенько приходится слышать про экономические трудности, грядущие в России, практически вот-вот уже наступающие. Перспектива, естественно, пренеприятная, бедствовать и затягивать пояса совсем не хочется, а негативный экономический прогноз звучит громко и вроде как убедительно.

Например, моя сорока некоторое время назад заносила на хвосте именно экономические сплетни. Говорила дела плохи. Денег в бюджете нет. Типа на верхах ругаются, волнуются, нервничают. Главная головная боль. А позднее про Украину рассказывала (еще в самом начале событий там): Путину, дескать, очень хочется Украину, да колется - денег нет.

И что лично я потом вижу: Путин спокойно вытаскивает из своих фондовых хранилищ 15 ярдов американских долларов и делает Януковичу скидку на газ.

Российская экономика, согласно официальным показателям, вроде бы действительно замедляется, что, конечно же, настораживает и беспокоит. В то же время власть держится очевидно (или, если хотите, демонстративно) спокойно и уверенно, и, что особенно радует - активно предпринимает меры, от которых ждут конкретного, ощутимого экономического результата. Профита. Короче говоря, не знаю, что нас ждет в 2014 году, но паникеров предлагаю расстреливать на месте.

Кстати, помимо деофшоризации есть еще одно важнейшее направление государственной экономической политики, подающее сигнал надежды на позитивные изменения. Я имею в виду Центробанк, банки и прекрасную Эльвиру Набиуллину.



Либералка. Типичная представительница политической элиты из клана "Либералы Путина".

Я практически ничего не понимаю в вопросах, которыми занимается Центробанк, но те обрывки сведений, что до меня в последнее время долетают и были мною осмыслены и осознаны, почему-то вселяют уверенность, что либералка Эльвира Сахипзадовна в настоящее время занята исключительно важным для экономики страны делом.

Если у кого-то есть качественная информация на сей счет, желательно взгляд профессионалов, поделитесь, плиз, ссылочкой, или своим мнением. Буду весьма благодарен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments